rss
    Версия для печати

    Общение двух миров

    Как возможно, чтобы усопшие слышали то, о чем мы говорим на земле? Разве мы можем иметь связь и реальное общение с нашими преставившимися детьми, мужем или женой, любимыми родителями, которые не только умерли давным-давно, но и кости их уже обратились в прах?

    Может ли осуществляться общение между миром здешним и миром иным? 

    Дорогие мои, общение есть. Потому что смерть с тех пор, как умер и воскрес Христос, боится Церкви, боится Христа, боится человека, ибо человек есть образ Бога, и бежит далеко, когда слышит голос: восстань, умершее сердце! <> Не отправились бы мученики на мученический подвиг, если бы смерть не служила им той ступенью, которая приводит к Богу, к нашей истинной жизни. <> Реальная действительность такова, что мертвецы более живы, чем мы сами. Ибо изо дня в день мы влачим жалкое существование, проводим время в страстях, стонах, безнадежности. А те, кто прожил свою жизнь добродетельно, видят лик Христа и сами исполняются Его светом. Поэтому я говорю, что они - более живы, чем мы.

    Когда мы обращаем наши слова к миру иному, то усопшие нас слышат, потому что живущие на земле и на Небе - это одно стадо, одна Церковь, одна семья. <> Ангелы и люди, живые и умершие, грешные и праведные - все мы составляем единое Тело Иисуса Христа. То, что происходит с одним членом моего тела, ощущает все тело. Следовательно, у земли нет тайн от Неба. Мы говорим, мы молимся. И Бог слышит нас. Отец склоняется над нами. <> Бог Отец над нами пребывает каждый день, и Его дыхание ощущают не только живые, но и умершие. Мертвые ежедневно видят полные любви очи Бога, устремленные к ним. <>

    Одно Тело составляем мы вместе с усопшими. Мы - единая Церковь вместе с Небесами, вместе с умершими. Если мы здесь на земле чувствуем необходимость поговорить друг с другом или позаботиться о другом человеке, то подумайте, какую же потребность имеют мертвые в общении с нами! Наши умершие всегда просят, чтобы мы к ним устремляли свой ум, свои молитвы. Наши умершие живы и всегда следят за тем, поминаем мы их или нет. Мы же воссылаем им наши молитвы. Мы возлагаем наше упование не только на Христа, но и на них. Наши литургии мы служим для них, для них - сорокоусты, панихиды, литии. Это не только помогает им, но через это мы имеем возможность общения с миром иным, ангелами и святыми*. Когда мы поминаем усопших, они радуются, ликуют, надеются, ожидают, идут навстречу дню Второго Пришествия, лелея надежду в своей душе. <> А знаете, как они благодарны и как воздадут нам за наши поминовения!

    Они во стране живых (Пс. 114, 8). В земле живых и мы. Они беседуют с Богом. И Бог беседует с ними. И как говорится в Священном Писании: день посещения (Прем. 4, 15; 1 Петр. 2, 12) и славословие (Прем. 3, 7) - это то, что видят перед своими глазами не только мертвые, но и живые. Мы всегда посещаем тех, кого мы любим. Так и Христос посещает одного за другим всех мертвых, и Сам дает покой им через архиерейские молитвы, показывает кровь и рубцы, говоря: «Уповайте, стоните и страдайте всю жизнь». И они глядят на нас, если мы молимся о них. <> Поэтому мы должны молиться о мертвых Богу. Мы имеем право и обязаны просить Бога, чтобы приблизил к нам любимых нами умерших людей.

    Когда мы общаемся с Небом таким образом, то видим, дорогие мои, перед собой чудеса, исцеления, видения, явления святых, которые спускаются к нам. И мертвые души, которые, на самом деле живые, ликуют, когда видят нас в таком общении с другой жизнью. Все святые нам помогают, все святые склоняются над нами <>. Усопшие видят нас, а мы молимся о них.

    Добавлю и еще вот что. Если мы хотим, говорит Священное Писание, иметь общение с Небом, со святыми, с духовными светильниками, со Христом, с умершими, с ангелами, то существует нечто, что делает наш голос более сильным. Знаете, что это? Страдание, которое мы можем пережить в своей земной жизни, скорби, которые встречаем с улыбкой, искушения, которые принимаем, болезни, которые нас бьют и рубят, все проблемы, которые сгибают наши спины (Рим. 5, 3-5; 2 Кор. 4, 17). Это все есть письмена живые, возводящие ко Христу тех, кто подписался своей кровью, потому что страдание - это кровь и Христос, проливший Кровь за нас (Рим. 3, 25; 2 Кор. 3, 3; Евр. 2, 14-18; 13, 12, 20). И если эти молитвы о наших умерших есть молитвы страдания и слез, то на них Христос смотрит особо. <>

    В монастырях каждую субботу совершаются две службы - одна в соборе, а вторая в костнице*. Каждую субботу в монастыре мы читаем многие имена усопших с прошением к Богу поместить их в Его славе. Каждую субботу во всех монастырях мы поем «Святый Боже» нашим мертвым*.

    Как-то раз один монах, читая множество имен, утомился и спросил себя: «Неужели спасутся все те, кого я поминаю? Неужели они что-то чувствуют? Неужели Небо ощущает, что я в данный момент молюсь за тех, кто исчез с лица земли? Неужели мертвые помогают нам?» И в этот миг, почувствовав усталость, он оперся на стасидий, чуть прикрыл глаза и то ли во сне, то ли наяву, в неком возбуждении ума и одновременно усталости плоти, он поднял глаза вверх, и видит... несчетные души усопших, а вместе с ними и святых, и ангелов. А перед троном Господа Пресвятая Богородица в дивных одеждах. Она смотрит на Христа и, обращаясь к Нему, говорит: «Сыне мой и Бог мой, за всех них прошу Тебя. Приими моления святой Твоей Церкви». И тогда все мертвые - монах услышал их - стали петь: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Ты не только родила нам Спасителя Христа, но и денно нощно молишь Его за нас. Их голоса становились голосами бездн, гласами вод многих (Откр. 1, 15; 14, 2), их голосам вторил шум ангельских крыльев и они разливались по всему Небу и по всей земле и достигали того места, где стоял монах. Не тимпаны, не оргáны, но ангелы били своими крыльями и пели: «Яко Спаса родила еси душ наших».

    Вот Кто есть Спаситель, дорогие мои. Хочу вам пожелать, чтобы Он каждый день дарил вам опыт спасения любовью, наполнял ваши дома многими благословениями. Чтобы вошел в сердца ваши, ибо Он таков, что вы можете сказать: «Богородица родила Христа, а я ношу Его внутри себя, Спасителя душ наших».

     

    Из проповеди, произнесенной в храме святого Виссариона в Каламбаке (митрополия Трикалы) в воскресенье 6 ноября 1983 года.

    Публикуется по книге: Архимандрит Емилиан (Вафидис). Богопознание. Богослужение. Богомыслие. М., Храм святой мученицы Татианы, 2002.



    * Костница - храм, в котором хранятся черепа и кости усопших монахов. Часто расположен на монастырском кладбище.

    * В православной Церкви суббота является днем особого поминовения усопших. Согласно Святогорскому уставу, в субботу служится заупокойная Божественная литургия с литией. Кроме обычных песнопений, поются особые, посвященные усопшим: читаются ектении об усопших, соответствующие зачала из Евангелия и Апостола, поются «Со святыми упокой», причастен «Блаженни, иже избрал» или «Радуйтеся, праведнии». После заамвонной молитвы читается Трисвятое по Отче наш и совершается лития - сугубое моление об усопших, на котором поминаются имена ктитор в обители и усопших братьев.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Дима, Кустанай26.03.2012 11:05 #
    Наталья, Красноярск, как то не вяжется. Вы написали сообщение раньше, чем похоронили маму. Да и 25.05.10 - не воскресенье!
    Наталья, Красноярск28.04.2010 19:21 #
    Здравствуйте! Пишет вам Наталья из г. Красноярска. Я родилась в семье, где мамина мама и мама были верующие люди (с Богом в душе) и православные. Папина мама была крещеная, но верующая может только в душе. Папа умер не крещеный 11 лет назад. Я за него молилась св. муч. Иуару, Богородице. Немного прошло времени после смерти папы, мы немного успокоились. Мы строили хорошие планы: я мечтала выйти замуж, закончила Университет. Брат тоже уже мечтал создать семью. И вдруг в прошлом году у нас случилось несчастье: маме отняли ногу (гангрена) и операция спровоцировала инсульт. Врачи даже не стали оказывать помощь, не ввели лекарство. Я бегала за врачом, а в ответ слышала только ценизм, грубости. Очень больно. Маму забрали только через месяц из больницы. И мы с братом вдвоем начали ухаживать за мамой, приглашать разных врачей и лечить маму. Мама начала поправляться, появились импульсы и движения рукой и ногой (левая сторона была парализована). Конечно, все держалось на одних руках. Мы еще и работали, рано вставали, постоянно не высыпались. Иногда и не скрою, срывались, ругались и между собой и даже с мамой. Но все равно просили прощения у нее потом. Мы очень любим свою маму. Она у нас самая добрая, самая хорошая, лучшая МАМА на свете. Таких мам просто нет. Это правда. Мы делали все возможное: и гимнастику, и очень дорогие хорошие лекарства покупали, и врачей приглашали хороших. Потом маму стали уже и в колясочку садить. Постоянно о здравии за нее подавали. Вдруг недавно мама почувствовала слабость. Мы следили за давлением, сахаром, я ее антибиотиками пропоила против хрипов в легких. И в последнюю ночь мы не вызвали скорую, не подумали о плохом. А брат, Саша, еще как-то резковато ответил ей: спи, мам, не умрешь, и сорвался грубым словом "заткнись". Я пришла с работы, покормила маму, дала ей таблетки, стала еще таблетку давать она пыталась проглотить и вдруг резко голову откинула и все. А брат не успел застать ее живой. Не успел обнять ее, попросить прощение. Он так любит маму, а сказал так, уже уставшись, выбившись из сил, из-за хронического невысыпания. Она еще сказала: "Ладно, сынок, заткнусь". Мы похоронили маму в воскресенье 25.05.10. Мы подали в 3 церквях поминание об усопших- литургии заказные, сорокоусты, панихиды, поминание на полгода. Но такая тяжесть у нас лежит на сердце. Он каждый день и я плачем, что с мамой все-таки иногда и срывались, и ссорились. Очень рвем сердце и казним себя за это. Дома с ней разговариваем, плачем, рыдаем, кричим. Мы даже стали просить маму забрать нас к себе, чтобы быть вместе. Даже не хочется дальше жить. И теперь неизвестно простила мама нас или нет. Она ведь ушла в мир иной в обиде все равно. Батюшка в церкви говорит, что на исповедь нужно прийти. Но мы не узнаем простила мама нас или нет. Мы обидели ее. Мы хотим найти православного прозорливца, кто может помолиться или чувствовать души умерших. Я за маму всегда и милостыни подавала и просила долголетия у Господа. И верила, и молилась. А вот маме было только 74 года. А в 73 года ей сделали такую операцию. Мама даже и внуков не понянчила, не дождалась. Так обидно. Обидно за нее, за ее долю, такой конец. Мы не знаем как дальше жить. Жизнь без мамы- тяжела, не интересна, мрачна. Как теперь нам общаться с мамой? Как сделать чтобы она все нам простила? Если нужно, мы свою жизнь за нее отдадим. Хоть и говорят, что она вас уже простила. Но откуда мы знаем? Она нас не обнимет как раньше, не скажет "дочка", "сыночек", не прижмет нас. Что делать нам? Мы остались круглыми сиротами с братом. Мы в горе. Помогите! Может вы знаете людей, кто может видеть души усопших. Есть же такие старцы и сейчас. Напишите, пожалуйста.
    Инна, Киев21.03.2010 13:39 #
    Мне после етой статьи, еще больше захотелось молится об усопшей бабушке и мужу. Мне кажетса что именно монахи, как никто другой искренне видят иной мир. И поэтому считают эту жизнь всего лишь испитанием, которое мы должны пройти, чтоб вернутся в дом Отца нашего. До смерти мужа я никогда не задумывалась о Христе... А жаль... Прости меня, Господи. И мужа моего прости... Я так его люблю, всем сердцем. И до конца дней своих я буду о нем молится. А вам большое спасибо. Хорошо что в этом мире еще есть такие люди, которые могут помочь ищущим ответа. Мне стало немного легче... Спасибо огромное.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru