rss
    Версия для печати

    Кто такие волхвы?

    «Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место, и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал, и что это была за звезда», - писал Иоанн Златоуст в одной из «Бесед на Евангелие от Матфея».

               

               Что мы знаем о волхвах? Из Евангелия от Матфея - только то, что они, вслед за необыкновенной звездой, пришли с Востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому.

     

                Эта история, которая стала одним из главных сюжетов рождественских картин, театральных представлений и рассказов, полна «несообразностей», как замечал и Иоанн Златоуст. Размышляя над отрывком из Евангелия от Матфея (единственного, в котором говорится о волхвах), толкователь подчеркивает, что их поступок нельзя объяснить ни одной из земных выгод: «Если для настоящих выгод, то чего могли они ожидать от младенца и бедной матери? Если в надежде будущих, то, как они могли знать, что младенец, которому они поклонились, когда он был в пеленах, вспомнит о том впоследствии?»

     

                Стало быть, они не искали выгод, а пришли, потому что не могли не прийти, потому что поняли или почувствовали, что они не могут не приветствовать этого младенца. По идее, подобно волхвам должны были поступить все люди (в первую очередь иудеи), ведь на земле родился их Спаситель! Однако только восточные мудрецы (да еще пастухи, о которых пишет Евангелист Лука) поклонились новорожденному Христу.

     

                Иногда пишут, что, поскольку путь из далекой восточной страны должен был занять немалое время, а звезда появилась в момент рождения Христа, волхвы поклонились двухлетнему Иисусу (потому Ирод и приказал после убить всех младенцев от двух лет и моложе). Иоанн Златоуст отвергает это предположение. По его словам, звезда появилась гораздо раньше дня рождения Иисуса, чтобы волхвы могли совершить длительное путешествие и прийти и поклониться Ему как раз когда Он родится.

     

                О самой звезде он замечает, что она не была обычным небесным телом (иначе как бы могла остановиться прямо над тем местом, где находился новорожденный Иисус?), а некоей сверхъестественной силой, которая по внешнему виду напоминала звезду.

     

                Кто же такие волхвы? Сразу заметим, что «волхвы» - слово славянское, обозначающее жрецов и волшебников. Лингвисты видят в нем связь со словом «волк» и объясняют ее представлением о том, что те, кого именовали волхвами, были способны оборачиваться волками. В греческом тексте Евангелия пришедшие с востока путники называются «μάγοι» («маги»).

     

                На Востоке маги были особым классом людей, которые знали тайны, недоступные остальным людям. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племён древних мидян, которое, как можно предположить, было ответственно за всю религиозную жизнь народа, как, скажем, еврейские левиты. Иными словами, они были жрецами. У кельтов аналогом магов были друиды. Маги разделялись на несколько групп в зависимости от степени образованности и «специализации» (например, изготовление талисманов или лекарство).

                К магам относились по-разному. Платон отзывался о магии Зороастра с уважением и считал ее, как основу воспитания, лучше той, что была принята в Афинах. Ксенофонт тоже говорил о магах с уважением. Тацит называл магию суеверием, а Плиний видел в ней обман и пустоту. Император Август (в правление которого родился Христос) запрещал восточным магам заниматься предсказаниями и приказывал сжигать их книги.

                В античные времена магами называли жрецов иранской религии. Интересно, что в Ветхом  Завете мы не найдем высказываний против религии Ирана, хотя втексте имеются выступления против богов Египта, Вавилона, Финикии, Греции.

                Религия Ирана - зороастризм - была монотеистической.  Авеста (священная книга зороастрийцев) так же как и Библия, обещает приход Спасителя в мир. Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор человека между ними. Иранцы (Персы) могли увидеть в иудеях единомышленников. Вскоре после своей победы над Вавилоном, в примеру,  Иранский правитель Кир освобождает евреев которые находились в Вавилонском плену. Он отправляет их на родину и повелевает восстановить храм. Снабжая всем необходимым для этого. Может быть, маги, пришедшие поклониться Христу, решили, что родился тот мессия, о котором они читали в Авесте? Так или иначе, они (в отличие от иудеев) не проигнорировали рождение Спасителя и не побоялись пуститься в долгий путь, чтобы поклониться Ему.

               В дар Спасителю маги принесли золото (как Царю), ливан (как Богу, потому что ливан использовался во время религиозных церемоний) и смирну (как смертному человеку, потому что ее использовали в траурных церемониях).


                О магах было сложено множество легенд и сказаний, и большинство из того, что мы можем рассказать о них, основано на этих сведениях. Со временем магов-жрецов стали представлять в виде восточных царей. В восточных христианских сказаниях волхвы получают ещё больше внешнего величия и блеска. Рассказывали, что они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. Вернувшись домой, они предались созерцательной жизни и молитве. Спустя время, когда апостол Фома встретил их в Парфии, они приняли от него крещение и сделались проповедниками новой веры. Спустя три столетия после их смерти их  мощи нашла царица Елена (мать императора Константина) и отвезла в Иерусалим. Потом их перенесли в Милан, а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся до сих пор.

    Помимо разнообразных подробностей, в легендах начинают называть их имена - Каспар, Мельхиор и Валтасар. Впервые они появляются на мозаике в церкви San Apolinar Nuovo (Равенна, Италия). (В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде - Магалах, Галгалах и Серакин).

    Со временем складываются представления о внешнем облике магов, а сами маги перестают восприниматься только как обычные люди: их поклонение становится глубоко символичным: три мага - это три человеческих возраста или три цвета кожи, или три континента (Европа, Азия и Африка). Иначе говоря, маг представляют собой все человечество, которое в их лице кланяется Спасителю.

    Кстати сказать, не всегда считали, что волхвов было трое ( у Матфея об их числе не сказано ни слова). Вероятно, число три возникло в связи с тем, что Христу были принесены три дара. Мальхиор (белый старик с белоснежной бородой,  принес Христу золото), Каспар (смуглый юноша, преподнес ливан), Мельхиор (темнокожий, подарил смирну).

     

    Кое-кто считал, что существовал пятый маг - Артабан. Армяне полагали, что магов было 12 .

    В честь магов на Западе был установлен праздник, известный под названием праздника трёх царей (6 января), самих «царей» стали почитать как покровителей путешественников (Поэтому их имена нередко употреблялись для названия гостиниц). Во многих испаноязычных странах считается, что подарки детям приносят именно волхвы - Los Reyes Magos.


     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, Новосибирск7.02.2010 23:56 #
    Интересная статья, Благодарю! Но у меня одно замечание: в конце статьи вы дважды называете имя Мальхиор вместо Валтасара.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru