МАКАРИЙ РИМЛЯНИН
Том XLII, С. 601-603
опубликовано: 14 декабря 2020г.

МАКАРИЙ РИМЛЯНИН

Прп. Макарий Римлянин Новгородский. Гравюра. Кон. XIX — нач. ХХ в.Прп. Макарий Римлянин Новгородский. Гравюра. Кон. XIX — нач. ХХ в. (2-я пол. XIV или XVI (?) в., Успенская Макариевская пуст.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) . Основным источником сведений о святом служит «Житие преподобного Макария, игумена пустыни Успения Богородицы», составленное не позднее 1793 г. (опубл.: Новгородские ЕВ. 1895. № 1. С. 45-56; Корольков. 1902; ркп. принадлежала М. Ф. Чернову, ее совр. местонахождение неизв.).

Биографические сведения о святом противоречивы. П. М. Силин, действительный член Новгородского статистического комитета и автор 1-го научного исследования о М. Р., считал, что подвижник жил во 2-й пол. XIV в., и отождествлял его со схим. Макарием из новгородского Колмова мон-ря, чей род записан в монастырском синодике 1710 г.: «Схимонаха Ефрема, схимонаха Мисаила, схимонахини Марфы, священноиеросхимонаха Мисаила, схимонаха Геласия, схимонаха Конона, схимонаха Андроника, схимонаха Макария, священносхимонаха Иосифа» (Силин. 1894. С. 474-475, 480). Нек-рые исследователи отождествляли М. Р. с прп. Макарием Оредежским (XVI в.), основателем Успенского мон-ря на р. Оредеж (Корольков. 1902; Зверинский. Т. 2. С. 202; Никодим (Кононов). 1903. С. 73-77). Возможно, именно к М. Р. относится сообщение в редких списках «Книги глаголемой...»: «Святый преподобный Макарий игумен и пустынник монастыря иже на Мья реце от Новаграда 40 поприщ Новгородский чудотворец» (РНБ. Q.I.603. Л. 24, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)).

Согласно Житию, М. Р. род. в Риме в богатой и знатной семье, получил блестящее образование. Одаренный юноша отказался от житейских наслаждений, решив посвятить себя Богу. Разочаровавшись в католичестве, он тайно покинул родину и отправился в Новгород (Корольков. 1902. С. 10-11). Странствуя по сев. русским мон-рям, святой познакомился с прп. Александром Свирским († 30.08.1533) и стал его учеником (Корольков. 1902. С. 12). Он принял монашество в Свирском монастыре с именем Макарий. Позднее подвижник обосновался в «болотных дебрях» на р. Мге (возможно, измененное от Мья, в переводе с фин. языка: «грязь») в Ильинском Тигодском погосте Водской пятины. После того как уединенную келью отшельника случайно обнаружили охотники, сбившиеся с пути, М. Р. перебрался на сухой островок посреди болота, получивший название «Макарьевский мох». В Житии говорится о чудесных явлениях в виде «огненного столпа» и «облака благоуханного дыма», указавших окрестным жителям место подвигов святого. В 3 верстах от кельи, на левом берегу р. Лезны М. Р. основал для собравшейся братии монастырь в честь Успения Божией Матери и стал его 1-м игуменом. Он обладал даром прозорливости и чудотворений, имел много учеников, одному из которых незадолго до смерти передал управление монастырем. В конце жизни святой удалился на «излюбленный им островок», где мирно почил в келье.

Подвижник был погребен снаружи, около сев. стены Успенской ц. Память М. Р. под 19 янв. отмечена в старообрядческом месяцеслове выговского наставника Ф. П. Бабушкина: «Преподобного отца нашего Макария началника обители на реке Грезне новгородского» (БАН. Дружин. № 736. Л. 34 об., 2-я четв. XVIII в. (приписка нач. XIX в. к основному тексту святцев)). Тот же текст с единственным разночтением (вместо «Грезне» сказано: «Глезне») находится в святцах: БАН. Дружин. № 131. Л. 109, нач. XIX в.; Там же. № 130, 1840-е гг. (копия ркп. № 131). В кон. XIX в. в б-ке мон-ря имелась рукописная служба прп. Макарию, писанная полууставом XVII в. (Новгородские ЕВ. 1895. № 1. С. 46).

Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в.Макариева пустынь. Фотография. Нач. ХХ в.Возможно, сначала мощи М. почивали открыто и были преданы земле «в одно из грозных нашествий вражеских на Новгородскую землю» (Корольков. 1902. С. 8). Над местом погребения М. построили часовню, к-рая упоминается в описании Макариевской пуст. 1722/23 г.: «Да при той же пустыни обретается часовня, в которой изстари мощи преподобного Макария Римлянина» (цит. по кн.: Бранденбург. 1911. С. 73). Пустынь была приписана к Александро-Невской в честь Святой Троицы лавре. В 1761 г. вместо древней монастырской церкви на средства помещика с. Замостье В. Гурьева был возведен новый деревянный храм Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Макария над мощами святого. В 1764 г. пустынь упразднили. В 1840 г. Успенский храм ремонтировали на средства крестьянина с. Ижора А. Ф. Кононова, а в 1870 г.- на пожертвования петербургского кухмистера (повара) Н. Е. Соколова (Силин. 1894. С. 477). Согласно описаниям XIX в., в иконостасе Успенской ц. находился древний образ святого: он был изображен «в полный рост с открытой головой, седою бородой и волосами, лежащими по плечам, в иноческой мантии и схимонашеской епитрахили»; левая рука М. Р. покоилась на груди, а в правой он держал свиток со словами: «Братие всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению ко обличению ко исправлению ко наказанию еже в прав...» (Там же. С. 479).

В приделе прп. Макария над мощами святого была установлена под балдахином на 4 столбах «деревянная рака, вызолоченная, с древним на верху изображением почивающего святого в иноческой мантии и епитрахили» (Силин. 1894. С. 478). Возле раки хранились монашеская мантия и железные вериги, принадлежавшие, согласно преданию, М. Р. (Там же. С. 473). Для исцеления от болезней паломники надевали вериги на шею и делали земной поклон перед гробницей святого (на доске при раке были написаны тропарь и кондак прп. Макарию Римлянину) (Там же. С. 479). Во время эпидемии сибирской язвы крестьяне приводили в Воскресенский мон-рь уцелевших лошадей, чтобы их окропили св. водой.

В кон. 1893 г. петербуржцы обратились с прошением к архиеп. Новгородскому и Старорусскому Феогносту (Лебедеву) о восстановлении Макариевской обители. В окт. 1894 г. в пустыни был открыт Воскресения Господня мужской монастырь. Успенская ц. сгорела 30 янв. 1895 г. (Новгородские ЕВ. 1895. № 4. С. 233-234). Вместо нее весной того же года построили одноименный храм, в котором после реконструкции 1901 г. были освящены 2 придела: северный - во имя преподобных Антония Великого и М. Р., южный - во имя апостолов Петра и Павла. В кон. XIX - нач. ХХ в. память М. Р. праздновалась в 1-ю Неделю Великого поста, 19 янв. (день тезоименитства) и 15 авг. (день кончины святого). В 1887 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист преподобному. Ежегодно 15 авг. после торжественного богослужения в Успенской ц. совершался крестный ход через болото в часовню, возведенную в 1761 г. на месте кельи подвижника (Силин. 1895. С. 478). В часовне перед иконой прп. М. Р. служили молебен. Паломники уносили с собой воду из колодца святого, которая считалась целебной. В 1900-1901 гг. вместо часовни поставили деревянную ц. во имя Всех преподобных, в посте и подвигах просиявших, которая в 1914-1916 гг. была заменена каменной (Шкаровский. 2005). Крестные ходы на «островок преподобного Макария» также совершали в субботу Сырной недели, в Неделю Крестопоклонную, в Неделю о самаряныне, в праздник Сошествия Св. Духа, в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и св. апостолов Петра и Павла (29 июня) (Корольков. 1902. С. 27). В 1932 г. Воскресенский монастырь был закрыт. В 1942 г. линия фронта проходила у стен обители, ее здания были уничтожены артиллерийскими обстрелами. В 90-х гг. XX в. на предполагаемом месте погребения святого и у бывшей кельи М. Р. прихожане Петропавловского храма г. Любани установили памятные кресты, у которых в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, совершали молебен и акафист преподобному. В 2004 г. началось возрождение Макариевской пуст. В историко-краеведческом музее г. Тосно хранится почитаемая икона М. Р.; в наст. время продолжается запись чудес, происходящих по молитвам святому (Орлов. 2000).

Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, установленный ок. 1831 г. (возобновлен в 1981) и в Собор С.-Петербургских святых, учрежденный в 2000 г.

Ист.: Бранденбург Н. Е. Краткие известия о времени построения старинных церквей в Новгородском, Пусторжевском, Великолуцком и Устюжно-Железнопольском уездах (по сведениям 1722 и 1733 г.) // Тр. Моск. предв. комитета по устройству XV Археол. съезда. М., 1911. Вып. 1. С. 67-78; Владимир, иером. Краткое описание жизни прп. Макария Римлянина Новгородского чудотворца и его обители - Новгородского Воскресенского муж. мон-ря. СПб., 1907; Корольков А. И. Прп. Макарий Римлянин Новгородский чудотворец и его обитель, ныне Воскресенский миссионерский мон-рь. СПб., 19025; Молитва прп. и богоносному отцу нашему Макарию Римлянину, новгородскому чудотворцу // Новгородские ЕВ. 1895. № 1. С. 55-56; Минея (МП). Янв. Ч. 2. С. 144-166.
Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 38; СИСПРЦ. 1836. С. 176; Силин П. М. Макарьевская упраздненная пуст. // Новгородские ЕВ. 1894. № 11. С. 472-481; он же. Вновь открывающийся Воскресенский миссионерский мон-рь Новгородской епархии // Там же. 1895. № 1. С. 45-56; Печальное событие // Там же. 1895. № 4. С. 233-234; Зверинский. Т. 2. С. 202; Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники // Олонецкие ЕВ. 1903. № 3. С. 73-77; Левитин-Краснов А. Лихие годы: 1925-1941. П., 1977. С. 215-221; Таисия (Карцова), мон. Жития [рус.] святых. Серг. П., 1991. Т. 2. С. 102-104; Толпыга С. Макарьевская пуст. // София. Вел. Новг., 1998. № 1. С. 13-15; Орлов В. С. Макариевская пуст. // С. -Петербургские ЕВ. 2000. № 21/22. С. 92-105; Шкаровский М. В. Воскресения Господня муж. мон-рь // ПЭ. 2005. Т. 9. С. 439-440; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 218, 307; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta - 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintaa?: Diss. / Univ. of Eastern Finland. Joensuu, 2013.
Ю. Н. Кожевникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
  • АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
  • АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
  • ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
  • ЕФРЕМ Новоторжский, прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • ЗОСИМА И САВВАТИЙ Соловецкие († 17.04.1478) и († 27.09.1434 или 1435), преподобные (пам. 17 апр. (З.), 27 сент. (С.), 8 авг.- 1-е и 2-е перенесения мощей, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)