МАРИЙ ЭЛ
Том XLIII, С. 485-494
опубликовано: 11 марта 2021г.

МАРИЙ ЭЛ

Содержание

[Республика Марий Эл - офиц. название с 1992], субъект РФ в составе Приволжского федерального окр. Территория - 23,4 тыс. кв. км. Адм. центр - Йошкар-Ола. М. Э. располагается в вост. части Восточно-Европейской равнины, в Ср. Поволжье. Граничит с Кировской областью, Республикой Татарстан, Чувашской Республикой и Нижегородской областью. Население - 687,4 тыс. чел. (2015). Национальный состав: русские - 45,1%, мари - 41,8, татары - 5,5, представители других национальностей - 7,6% (2014). М. Э. включает 14 муниципальных районов, 3 городских округа, 15 городских поселений (4 города, 11 поселков) и 105 сельских поселений (2015).

История

Процесс этнической консолидации марийской народности происходил в VIII-XI вв. В VIII в. древнемарийские племена осваивали правобережье р. Вятки, результатом чего стало смешение волжско-финских и прикамских традиций, формирование луговых и сев.-вост. групп мари. В состав Волжской Булгарии Марийский край не входил, но до нач. XIII в. население края платило булгарским правителям подать (харадж) и налог с немусульм. населения (см. Джизья). Торговля с булгарами способствовала экономическому и демографическому росту, развитию земледелия, скотоводства и ремесел.

Начиная с рубежа XI и XII вв. некоторые группы марийского населения (в древнерус. письменных источниках - черемисы; экзоэтноним употреблялся до XX в.) платили дань рус. князьям, слав. поселения стали появляться на зап. и сев. окраинах марийских земель уже в XII в. (близ устья р. Оки, на р. Унже, на Ср. Вятке). К нач. 30-х гг. XIII в. рус. влияние на марийских землях в противовес булгарскому значительно усилилось. С сер. XIII в. Марийский край входил в состав Золотой Орды. Основная часть территории при этом была разделена на улусы, сотни и десятки, во главе которых стояли зависимые от ханской администрации сотники и десятники из местной знати. Марийцы, как и многие др. подвластные хану народы, должны были выплачивать ясак и ряд др. податей, а также нести повинности, в т. ч. воинскую. Установление золотоордынского господства в Ср. Поволжье не остановило процесс проникновения славян на марийские земли. Их поселения возникли на р. Пижме и Ср. Вятке, началось освоение Поветлужья, Окско-Сурского междуречья. На рубеже XIV и XV вв. владения князей и монастырей начали появляться на правом берегу р. Суры, где проживали горные марийцы. Ко времени образования Казанского ханства (сер. XV в.) в сфере влияния Московского великого княжества оказались марийцы правобережья Суры (значительная часть горных марийцев), Поветлужья (сев.-зап. марийцы), бассейна р. Пижмы и Ср. Вятки (сев. часть луговых марийцев). Менее затронутой рус. влиянием оставалась основная часть луговых марийцев (кокшайские марийцы, население бассейна р. Илеть, сев.-вост. части территории М. Э. и прилегающих к ней земель правобережья Вятки).

В XV - сер. XVI в. бо́льшая часть Марийского края находилась в составе Казанского ханства. Марийское население ханства делилось на 3 социальных слоя: знать (сотники, десятники, князья, воеводы), рядовые общинники (чернь), лично зависимые люди (полоняники и кабальные). По отношению к Казанскому ханству рядовые общинники являлись зависимым населением, обязанным нести повинности. Марийская знать не входила в иерархию казанских феодалов, составляя особый слой мелких служилых вассалов. Положение горных, луговых и сев.-зап. марийцев Казанского ханства было различным. Горная сторона находилась между ханством и Русским гос-вом, ее жители активно взаимодействовали с рус. населением и были относительно слабо связаны с Казанью. Луговые марийцы в экономическом и социально-политическом плане в большей степени были связаны с ханством, где сбывали свой основной товар - пушнину. Казанское правительство, опасаясь рус. военных вторжений со стороны Вятки и Галича Мерского, стремилось к союзническим отношениям с местными марийскими предводителями.

В кон. 1546 г. горные марийцы и чуваши просили вел. кн. Московского Иоанна IV Васильевича принять их в рус. подданство. В мае 1551 г. рус. войска высадились в месте впадения р. Свияги в Волгу, где возвели крепость Ивангород (ныне с. Свияжск Зеленодольского р-на Татарстана). Летом делегация горных марийцев посетила Москву, после чего население горной стороны вошло в состав Русского гос-ва и участвовало в войне против Казанского ханства. В окт. 1552 г., после взятия Казани, присягу рус. царю принесли и луговые марийцы. Однако утверждение новой власти на присоединенных землях вызвало сопротивление местных жителей, что стало причиной т. н. черемисских войн 50-80-х гг. XVI в. Тем не менее присоединение Марийского края к Русскому гос-ву имело положительные последствия: прекратились разорительные внешние войны, ускорился процесс социально-экономического развития, в крае были основаны города Кокшайск (1574; ныне село Звениговского р-на), Козьмодемьянск (1583), Царёвококшайск (1584; ныне Йошкар-Ола), ставшие центрами уездов.

В XVII в. территория Марийского края входила в состав Казанской земли и включала части Казанского, Уржумского, Яранского, Царёвосанчурского, Кокшайского, Козьмодемьянского уездов и полностью Царёвококшайский у. Управление краем осуществлял Приказ Казанского дворца, из Москвы в уездные города направлялись воеводы. В XVII в. в крае существовали государственная (ясачные, посадские и казенные земли), помещичья, дворцовая и церковно-монастырская формы собственности на землю. Ведущее место занимала государственная собственность. Более 9/10 населения составляли ясачные люди, остальную часть - дворцовые, монастырские, помещичьи крестьяне, а также служилые, посадские люди и др. Основная масса монастырских крестьян размещалась на правобережье, дворцовых - в среднем течении М. Кокшаги, помещичьих - в Поветлужье, ясачных - по притокам р. Вятки. В XVII-XVIII вв. население края участвовало в событиях Смутного времени, в восстаниях С. Т. Разина (1670-1671) и Е. И. Пугачёва (1773-1775).

В 1708-1920 гг. основная территория М. Э. входила в Казанскую губ. В результате губ. реформы 1775 г. имп. Екатерины II Алексеевны почти 2/3 территории Марийского края вошло в Царёвококшайский, Козьмодемьянский, Чебоксарский и Казанский уезды Казанской губ. (в 1781-1796 Казанское наместничество), ок. 1/3 - в Царёвосанчурский (упразднен в 1796), Уржумский и Яранский уезды Вятской губ. (1780-1920; до 1796 Вятское наместничество), остальные земли - в Васильсурский и Макарьевский уезды Нижегородской губ. (1779-1920; до 1796 Нижегородское наместничество). Города Козьмодемьянск, Царёвококшайск и Кокшайск в XVIII в. были немноголюдными, их население в основном составляли русские.

В кон. XVII - нач. XVIII в. ясачных марийцев направляли на сооружение каналов, строительство С.-Петербурга, крепостей в вост. части Казанского у., а также на Симбирские селитренные заводы. С 1705 г. они обязаны были выполнять рекрутскую и ряд других повинностей. В 1724 г. ясачные люди Ср. Поволжья были переведены в разряд гос. крестьян и начали выплачивать подушную подать. Кроме подушных и оброчных денег с 1737 г. с государственных крестьян собирали натуральный хлебный налог и различные виды косвенных налогов. В 1732-1737 гг. гос. крестьян направляли на строительство 2-й Закамской оборонительной линии, на ремонт крепостных сооружений Азова, в период русско-тур. войны 1768-1774 гг.- на работы по укреплению юж. крепостей. В XVIII в. в Марийском крае появилась промышленность - стекловаренные, купоросные, полотняные, кожевенные и поташные мануфактуры, к кон. столетия действовали 20 лесопильных предприятий. Главным земельным собственником в Марийском крае в XVIII в. продолжало оставаться гос-во, владевшее более 90% всех земель. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежала земледелию, крестьяне занимались также животноводством, бортничеством, охотой, рыболовством. Часть сельского населения была занята на заготовке и сплаве леса, работала на лесопильных заводах, пополняла ряды работных людей уральских заводов.

В XVIII в. в России возрос интерес к жизни народов, населявших урало-поволжский регион. Исследованием их культуры и быта, описанием особенностей природных условий в местах расселения марийцев, сбором различных сведений о них занимались Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, В. Н. Татищев, П. С. Паллас, И. П. Фальк, И. Г. Георги, П. И. и Н. П. Рычковы и др. ученые.

Доля городского населения в Марийском крае в XIX в. оставалась незначительной. До 1861 г. основную массу сельского населения составляли гос. крестьяне, крепостных было немного. Главным занятием крестьян оставалось земледелие, животноводство играло подсобную роль; развивались крестьянские промыслы. Мануфактурная промышленность в XIX в. была представлена винокуренной, стекольной, текстильной и бумажной отраслями; в 1860 г. был основан Звениговский судоремонтный завод. В 1890 г. на территории края имелось более 30 промышленных предприятий.

Советская власть на всей территории М. Э. была установлена в нач. 1918 г. Состоявшийся в Казани в февр.-марте того же года обл. съезд мари высказался в поддержку советской власти и образовал Комиссариат по делам мари при Казанском губисполкоме. Съезд принял решение о замене офиц. названия народа «черемисы» самоназванием «мари». Во время гражданской войны Марийский край являлся тыловым районом, его материальные и людские ресурсы были мобилизованы для поддержки Советского гос-ва. На основе трудовой повинности население привлекалось к лесозаготовкам; для пополнения продовольственных фондов у крестьян края за годы гражданской войны было изъято более 4 млн пудов хлеба, сотни тысяч пудов мяса и др. продовольствие. Для выполнения военных заказов привлекались Звениговский судоремонтный завод, стекольные заводы, юринские кожевенно-рукавичные предприятия и даже кустари. С весны 1918 г. в Марийском крае начались выступления крестьян и горожан, недовольных политикой большевиков. Они были жестоко подавлены властями. В уездах были организованы ЧК, к-рые совместно с уголовно-следственными комиссиями, ревтрибуналами, ревкомами, комбедами фактически вытеснили из сферы управления местные советы.

17 февр. 1919 г. Царёвококшайск был переименован в Краснококшайск. В июне 1920 г. в связи с образованием Татарской АССР и расформированием Казанской губ. Козьмодемьянский у. был передан в Нижегородскую губ., Краснококшайский - в Вятскую губ. Тогда же была образована Чувашская автономная обл., которой отошел Чебоксарский у., включая левобережные марийские волости.

4 нояб. 1920 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Марийской автономной области». Декрет от 25 нояб. «Об автономной области марийского народа» определил ее границы, адм. центром стал Краснококшайск. Первоначально в область из Нижегородской губ. вошли Козьмодемьянский у. и Емангашская вол. Васильсурского у., из Вятской губ.- Краснококшайский у. и ряд волостей и селений Яранского и Уржумского уездов. Для временного управления Марийской автономной обл. 5 янв. 1921 г. был образован революционный комитет, по решению которого от 15 янв. территория области была разделена на Краснококшайский, Козьмодемьянский и Сернурский кантоны. Организация области была завершена на I съезде Советов Марийской автономной обл. 21-24 июня 1921 г., на к-ром был образован облисполком. По окончании гражданской войны хозяйство края находилось в упадке: сократились посевные площади, поголовье скота, немногочисленные предприятия остановились или работали с перебоями, население пострадало от продразверстки и красного террора. В 1921-1922 гг. жители области, как и всего Поволжья, голодали. Восстановление промышленности региона в основном завершилось к 1928 г., также к кон. 20-х гг. XX в. был достигнут довоенный уровень сельскохозяйственного производства. В 1923 г. решением облисполкома марийский язык был объявлен в Марийской автономной обл. официальным наряду с русским. В 1924 г. был учрежден Марийский центральный музей (ныне Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Е. Евсеева), в 1925 г. организовано Марийское книжное изд-во, в 1926 г. открыто Об-во краеведения.

В 1924 г. Марийской автономной обл. из Чувашской автономной обл. была передана левобережная часть бывш. Чебоксарского у., из Нижегородской губ.- Н. Поветлужье. Произошли также некоторые изменения границ с Вятской губ. и Татарской АССР. В результате территория области увеличилась примерно на 1/3 (с 17 до 23 тыс. кв. км). 28 авг. 1924 г. постановлением Президиума ВЦИК в Марийской автономной обл. было образовано 9 кантонов: Звениговский, Козьмодемьянский, Краснококшайский, Мари-Турекский, Моркинский, Оршанский, Сернурский, Торъяльский, Юринский. 25 янв. 1928 г. Краснококшайск был переименован в Йошкар-Олу (в переводе с марийского - «Красный город»), Краснококшайский кантон, согласно постановлению Президиума ВЦИК от 12 авг. 1929 г., стал именоваться Йошкар-Олинским. В нач. 1929 г. Марийская автономная обл. была включена в состав Нижегородской обл. (в том же году преобразована в Нижегородский край, с 1932 Горьковский край), ее автономия была ограничена. 30 апр. 1931 г. постановлением Президиума ВЦИК был создан национальный Татарский р-н, с 1 сент. 1932 г. он стал именоваться Параньгинским. 10 окт. 1931 г. из Козьмодемьянского и Юринского кантонов был образован Горномарийский р-н. Постановлением Президиума ВЦИК от 20 июня 1932 г. остальные кантоны были переименованы в районы. 25 янв. 1935 г. утверждено новое административно-территориальное деление Марийской автономной обл. в составе Горномарийского, Звениговского, Йошкар-Олинского, Мари-Турекского, Моркинского, Новоторъяльского, Оршанского, Параньгинского, Сернурского и новообразованных Косолаповского, Куженерского и Ронгинского районов. 19 янв. 1936 г. были образованы Пектубаевский (из ряда сельсоветов Новоторъяльского и Оршанского районов) и Сотнурский (выделен из состава Звениговского р-на) районы. 23 сент. того же года из Горномарийского р-на были выделены Еласовский, Юринский и Козьмодемьянский районы. В дек. 1936 г. Горьковский край был упразднен, 5 дек. Марийская автономная обл. преобразована в автономную республику, 21 июня 1937 г. принята 1-я Конституция Марийской АССР. В том же году Козьмодемьянский р-н был переименован в Горномарийский. 26 авг. 1939 г. образованы Волжский и Килемарский районы.

В период индустриализации в Марийской АССР развивалась гл. обр. лесная промышленность. К кон. 2-й пятилетки (1937) удельный вес промышленности в хозяйстве республики составлял 54%, регион из аграрного превратился в аграрно-индустриальный. В то же время форсирование индустриализации повлекло увеличение налогового бремени на крестьян, с янв. 1930 г. началась сплошная коллективизация сельского хозяйства и раскулачивание, в результате чего деревне был нанесен существенный урон. Во время Великой Отечественной войны ускорилось развитие тяжелой промышленности: в Марийскую АССР прибыло оборудование 27 эвакуированных промышленных предприятий. Наряду с крупными заводами оборонную продукцию выпускали предприятия местной промышленности. В июле - нач. сент. 1941 г. в республику прибыло более 33 тыс. чел., эвакуированных из прифронтовой полосы и из Москвы.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 дек. 1943 г. в Марийской АССР были образованы Казанский, Хлебниковский и Медведевский районы. 14 февр. 1946 г. Йошкар-Олинский р-н был переименован в Семёновский, районный центр перенесен в с. Семёновка. 6 янв. 1956 г. был упразднен Сотнурский р-н, 11 марта 1959 г. упразднены Еласовский, Казанский, Косолаповский, Куженерский, Пектубаевский, Семёновский и Хлебниковский районы, Ронгинский р-н 23 февр. 1960 г. был переименован в Советский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. были образованы 7 укрупненных сельских районов: Горномарийский, Звениговский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Сернурский, Советский, а также Звениговский промышленный р-н; 4 марта 1964 г. к ним прибавился Новоторъяльский сельский р-н. 12 янв. 1965 г. эта система районирования была упразднена, вновь образованы Волжский, Куженерский и Параньгинский районы, 30 дек. 1966 г. возрожден Килемарский р-н, а 31 марта 1972 г.- Юринский р-н.

22 окт. 1990 г. региональный Верховный совет принял Декларацию о гос. суверенитете Марийской ССР, убрав из офиц. названия республики слово «автономная», и ввел двойное название - Марийская Советская Социалистическая Республика - Республика Марий Эл. 8 июля 1992 г. было утверждено название Республика Марий Эл. 24 июня 1995 г. Конституционным собранием М. Э. была принята действующая Конституция.

Религия

Большинство верующих в М. Э.- православные. К кон. 2015 г. зарегистрировано 146 религ. орг-ций: 99 православных (входят в Йошкар-Олинскую и Марийскую епархию РПЦ), 4 старообрядческие, 13 протестант., 17 мусульм. общин, иудейская община, 2 общины буддистов, группа Иеговы свидетелей, 9 общин марийской традиционной религии.

Русская Православная Церковь

Распространение Православия в Марийском крае связано с вхождением Ср. Поволжья в Русское гос-во в сер. XVI в. В 1555 г. была основана Казанская епархия (см. Казанская и Татарстанская епархия), включившая территорию М. Э. После учреждения в 1657 г. Вятской епархии (см. Вятская и Слободская епархия) в нее вошла сев.-вост. часть Марийского края, с образованием в 1672 г. Нижегородской епархии (см. Нижегородская и Арзамасская епархия) к последней была отнесена зап. часть марийских земель. Бо́льшая часть марийских приходов продолжала оставаться под омофором Казанских архиереев до 1929 г.

В XVI в. христианизации марийцев способствовали миссионерские труды Казанского архиеп. свт. Гурия (Руготина), свт. Варсонофия (впосл. епископ Тверской) и Казанского архиеп. свт. Германа (Садырева-Полева). С XVII в. центрами христ. просвещения стали мон-ри. В 1607 г. основан Большеюнгинский Никольский (в дальнейшем Покровский) муж. мон-рь (в совр. с. Покровском Горномарийского р-на), ок. 1625 г.- Спасо-Юнгинский (Новоспасский Малоюнгинский) муж. мон-рь (близ совр. дер. М. Юнга Горномарийского р-на), в 1626 г.- козьмодемьянский Вознесенский жен. мон-рь. На луговой стороне, на месте явления в 1647 г. чудотворной Царёвококшайской (Мироносицкой) иконы Божией Матери, в 1649 г. была основана Мироносицкая муж. пуст. (в совр. с. Ежове Медведевского р-на; см. Мироносицкой иконы Божией Матери женский монастырь), ставшая опорой Православия в левобережной части Марийского края.

Казанский митр. Тихон (Воинов; 1699-1724) направлял миссионеров в марийские селения и лично посещал луговых марийцев, в результате чего в 1701-1705 гг. были крещены 3683 чел. Митрополит выделял средства на постройку церквей в деревнях новокрещеных марийцев. В 1707 г. он отобрал 32 мальчиков из числа представителей нерус. народов Поволжья для подготовки к священническому званию и миссионерской службе в основанной им тогда же казанской школе. Однако в 1709 г. по распоряжению гражданских властей школа была закрыта. После посещения в нач. 1719 г. марийских деревень митр. Тихон предложил царю Петру I Алексеевичу предоставить принявшим крещение мусульманам и язычникам ряд льгот. Они были дарованы сенатским указом от 1 сент. 1720 г. По инициативе Казанского еп. Луки (Конашевича; 1738-1755) была создана Контора новокрещенских дел, открывались новокрещенские школы для подготовки инородческого, в т. ч. марийского, духовенства (одна из них недолго действовала в Царёвококшайске). При Казанском митр. Вениамине (Пуцек-Григоровиче; до 1775 архиепископ) осуществлялась работа по переводу на марийский язык Свящ. Писания и духовной лит-ры. В 1775 г. в С.-Петербурге была издана разработанная под его руководством 1-я грамматика черемисского (марийского) языка. В XVIII в. были воздвигнуты первые каменные храмы в Козьмодемьянске и Царёвококшайске, на территории Спасоюнгинского мон-ря (1704-1707) и Мироносицкой пуст. (освящен ок. 1719), а также в селах Владимирское Козьмодемьянского у. (1713) и Цибикнур Царёвококшайского у. (1765). В связи с политикой секуляризации имп. Екатерины II во 2-й пол. XVIII в. были закрыты 6 из 7 существовавших в то время марийских мон-рей; Мироносицкая муж. пуст. была отнесена к заштатным обителям.

В 1-й пол. XIX в. в Москве, С.-Петербурге и Казани было выпущено небольшое количество изданий на марийском языке. Гл. обр. это были краткие катехизисы на языках горных и луговых марийцев. В 1821 г. в С.-Петербурге было издано Евангелие на горном наречии, а в 1827 г. там же выпущен полный Новый Завет.

Активизация миссионерской деятельности среди марийцев во 2-й пол. XIX в. связана с идеями и трудами Н. И. Ильминского и его сотрудников. В 1854 г. в Казанской Духовной Академии было открыто противоязыческое (черемисско-чувашское) отделение. Преимуществом при поступлении на него пользовались те выпускники семинарий, которые проживали в местах расселения исповедовавших язычество народов Поволжья. В 1867 г. было создано миссионерское Гурия Казанского святителя братство и открыто 12 марийских братских школ (впосл. их число возросло) с обучением на родном языке. В 1872 г. начала действовать инородческая учительская семинария (с 1884 Казанская учительская семинария). С сер. 80-х гг. XIX в. увеличивалось количество церковноприходских школ, в марийских школах преподавание велось на марийском языке. Учебную лит-ру для марийских учебных заведений разрабатывало и издавало братство свт. Гурия, при к-ром с 1875 г. действовала переводческая комиссия. В 1898 г. для подготовки учителей-марийцев братство открыло центральную черемисскую школу в с. Ст. Уньжа (Шор-Уньжа) Царёвококшайского у. (ныне с. Шоруньжа Моркинского р-на). Помимо братства свт. Гурия христ. просвещением населения Марийского края занимались братства во имя свт. Николая Чудотворца при вятском кафедральном соборе и в честь Казанской иконы Божией Матери при Вознесенском храме Царёвококшайска; одним из учредителей и почетным членом последнего был прав. Иоанн Кронштадтский. Среди наиболее известных марийских просветителей XIX в. протоиереи А. Д. Альбинский, М. А. Рождественский, К. В. Преображенский, священники Г. Я. Яковлев, М. С. Кроковский, диак. И. М. Кедров. Массовое отпадение от Православия жителей Казанской губ. после издания в 1905 г. указа «Об укреплении начал веротерпимости» не затронуло марийцев.

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на территории М. Э. были открыты 5 монастырей и учреждена Аштавай-Нырская во имя свт. Николая Чудотворца муж. монашеская община (1906; между совр. селами Виловатово и Паратмары Горномарийского р-на); к 1917 г. в крае действовали более 160 храмов.

К нач. 20-х гг. XX в. на территории М. Э. были упразднены все монастыри, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. закрывались гл. обр. городские храмы. В кон. 30-х гг. массовому закрытию подверглись сельские церкви. Более 200 представителей духовенства, а также большое число монашествующих и мирян (всего более 700 чел.) пострадали за веру в 1918 - нач. 60-х гг. XX в., многие приняли мученическую кончину. К лику новомучеников и исповедников Церкви Русской причислены подвизавшиеся на Марийской земле еп. сщмч. Леонид (Антощенко), протоиереи священномученики Адриан Троицкий, Николай Рюриков, Сергий Стрельников, священники священномученики Анатолий Ивановский и Михаил Березин.

В 1929 г. Марийская автономная обл. вошла в состав Нижегородского края, а в церковном отношении была подчинена Нижегородским архиереям. В 1929-1937 гг. существовало Марийское викариатство Нижегородской епархии, действовавшее в 1934-1937 гг. как самостоятельная епископия. В 1957-1993 гг. территория М. Э. вновь входила в Казанскую епархию, от которой 11 июня 1993 г. была отделена Йошкар-Олинская и Марийская епархия.

Первый единоверческий (см. Единоверие) приход в Марийском крае был открыт в 1837 г. в с. Шаба (Сосновогорское) Уржумского у. Вятской губ. (близ совр. с. Марисола Сернурского р-на). В том же году здесь был построен деревянный однопрестольный Троицкий храм. Его штат состоял из священника и псаломщика, до кон. 20-х гг. XX в. назначавшихся священноначалием Вятской епархии, а с февр. 1930 г.- епископами, управлявшими Марийским вик-ством Нижегородской епархии. 21 дек. 1923 г. единоверческий приход был учрежден в дер. Нуж-Ключ Моркинского кантона. Выстроенный здесь в нач. 20-х гг. XX в. деревянный храм был освящен во имя арх. Михаила. Приход до кон. 20-х гг. существовал под началом викарных епископов Казанской епархии, а затем вошел в состав Марийского вик-ства. Храм в с. Шаба был закрыт 27 авг. 1938 г., храм в дер. Нуж-Ключ - 19 мая 1940 г.

Старообрядчество

Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Владимирском Горномарийского р-на. 1713 г. Фотография. 2013 г.Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Владимирском Горномарийского р-на. 1713 г. Фотография. 2013 г.

на территории М. Э. распространилось при Петре I на землях, относившихся к Казанской губ. (впосл. эта часть губернии вошла в Вятское наместничество) и Нижегородской губ. До 1917 г. наиболее крупные приходы старообрядцев белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия) располагались в бывш. Ямской слободе Козьмодемьянска (Преображенская ц. воздвигнута в 1823 как частный дом (фактически часовня), первоначально в ней служили священники, присоединенные к старообрядчеству в иргизских монастырях (см. Беглопоповцы)), в деревнях Липовка (Троицкая ц. освящена в 1910; деревня ныне не существует) и Починок Васильсурского у. (ныне Юринского р-на), а также в деревнях Красная Горка Козьмодемьянского у. и Б. Ключи (Иоанно-Богословская ц. освящена в 1911) Уржумского у. (ныне Сернурского р-на). В деревнях Суходол, Удельный Шумец (ныне Удельная), Горный Шумец Васильсурского у. (ныне Юринского р-на) проживали беспоповцы (федосеевцы). Беспоповцы (федосеевцы и даниловцы (см. Поморское согласие)) преобладали среди старообрядцев и в Уржумском у. В Царёвококшайском у. насчитывалось ок. 20 семей странников-подпольников, также относившихся к беспоповцам. В 1929 г. сгорела починковская церковь. В 30-х гг. XX в. были закрыты большеключинская, козьмодемьянская и липовская церкви. До 1941 г. общины старообрядцев имелись в Горномарийском, Еласовском, Юринском, Новоторъяльском, Пектубаевском, Косолаповском районах Марийской АССР. В частности, поморцы проживали в деревнях Починок и Горный Шумец, в с. Троицкий Посад Горномарийского р-на; в дер. Починок продолжала существовать община старообрядцев белокриницкого согласия. Впосл. организованная религ. жизнь прекратилась, старообрядцам региона приходилось посещать храмы в Москве, Горьком, Казани. В 70-х гг. XX в. группа старообрядцев-беспоповцев поморского согласия действовала в пос. Сурок Медведевского р-на, на молитвенные собрания сюда приезжали ок. 30 жителей Йошкар-Олы и пос. Кундыш Медведевского р-на. 30 окт. 1980 г. община была зарегистрирована властями. Действующая в наст. время в Йошкар-Оле община старообрядцев белокриницкого согласия существует с мая 1995 г., ее силами в пос. Знаменский Медведевского р-на была возведена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Всем скорбящим Радость», освященная в 2007 г. Община того же согласия была зарегистрирована в Козьмодемьянске в янв. 1997 г., ей было возвращено полуразрушенное здание Преображенской ц. (впосл. восстановлена). В 2013 г. численность козьмодемьянского прихода составляла ок. 200 чел. Зарегистрированная в 2012 г. община старообрядцев белокриницкого согласия имеется в пос. Илеть, в 2013 г. в ней насчитывалось 20-25 чел. 5 июня 2014 г. в поселке был освящен храм во имя свт. Алексия Московского. Эти приходы относятся к Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви. В Йошкар-Оле действует зарегистрированная община беспоповцев Древлеправославной поморской церкви. По приблизительным оценкам, в 2005 г. в ней насчитывалось более 1 тыс. чел.

Обновленчество

начало активно распространяться на территории М. Э. с апр. 1923 г., когда в Казань прибыл раскольничий Казанский «архиепископ» Алексий (Баженов). 26 дек. того же года состоялся съезд обновленческого духовенства Казанской епархии, определивший «епископом» Марийским свящ. Владимира Дерябина. Его «хиротония» состоялась в кон. февр. (по др. данным, 30 марта) 1924 г., 31 июля он прибыл в Краснококшайск. Вскоре Марийское (Краснококшайское) вик-ство было преобразовано в Краснококшайскую и Марийскую епархию обновленческой Нижегородской (с 1932 Горьковской) митрополии. С осени 1927 г. Дерябин стал именоваться «архиепископом». Первоначально он проживал при Мироносицкой ц. закрытой Мироносицкой пуст. 17 июня 1935 г. обновленцам была передана Вознесенская ц. Йошкар-Олы, в нее была перенесена резиденция обновленческого «архиерея», находившаяся там до закрытия церкви 9 дек. 1937 г. С обновленчеством активно боролись проживавшие в ссылке на территории М. Э. еп. сщмч. Захария (Лобов; впосл. архиепископ), епископы Сергий (Куминский), Антоний (Романовский; впосл. митрополит), архим. Ермоген (Голубев; впосл. архиепископ), свящ. А. Е. Жураковский, а также окормлявшие марийские приходы в 20-х гг. XX в. архиереи сопредельных епископий и монашествующие Марийского края. Уклонившиеся в раскол приходы располагались в основном в Краснококшайском, Сернурском, Моркинском, Звениговском кантонах; бо́льшую часть обновленческого духовенства составляли марийцы. По данным на 1 янв. 1926 г., из 250 священнослужителей Марийской автономной обл. 220 чел. были православными и 30 чел.- обновленцами; к июлю 1926 г. соотношение изменилось в пользу раскольников, составив соответственно 185 и 65 чел. В 1929 г. насчитывалось 25 обновленческих приходов, в 1930 г.- 24, в 1932 г.- 13, в 1933 г.- 8 приходов. Согласно отчету Дерябина за 1936 г., ему подчинялись 15 приходов, причем из-за нехватки духовенства действовали только 10 из них. В результате массовых репрессий 1937-1938 гг., и в частности ареста Дерябина 4 нояб. 1938 г., обновленческое движение в Марийском крае практически сошло на нет.

Катакомбное движение, «непоминающие», иосифлянство

Первые катакомбные общины в Марийском крае возникли в 1924 г. Образование их, вероятно, было связано с деятельностью еп. Андрея (Ухтомского), известного в марийских монастырях и приходах по дореволюционному служению в Казанской епархии. После кончины свт. Тихона в 1925 г. андреевские архиереи и священнослужители перестали поминать за богослужением патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского).

После издания заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) «Декларации» 1927 г. часть священнослужителей на территории М. Э. прекратила поминать его за богослужением. В оппозицию к митр. Сергию перешла значительная часть монашествующих, проживавших на территории М. Э.: почти все бывш. насельники Мироносицкой пуст., мн. бывш. насельницы козьмодемьянского Свято-Троицкого, куженерского Свято-Никольского и Царёвококшайского Богородице-Сергиевского женских мон-рей. «Непоминающих» окормляли Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и проживавший в 1929-1930 гг. в ссылке в Козьмодемьянске викарий Казанской епархии Чистопольский еп. сщмч. Иоасаф (Удалов). Др. часть не признававших митр. Сергия общин окормляли примкнувшие в кон. 1927 - нач. 1928 г. к иосифлянам викарии Вятской епархии Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов; его последователи именовались викторианами или викторовцами) и Яранский еп. Нектарий (Трезвинский). Позднее в Козьмодемьянске отбывали ссылку «непоминающий» архиеп. сщмч. Серафим (Самойлович; 1932-1933) и иосифлянский еп. Иларион (Бельский; 1933-1937, расстрелян в Йошкар-Оле). В столице региона в 1935-1937 гг. жил в ссылке один из руководителей иосифлянства еп. Сергий (Дружинин). В 1937 г. он был арестован по сфабрикованному властями групповому делу и расстрелян там же.

Наибольшее число общин «непоминающих» и иосифлян (см. также Истинно православные христиане (ИПХ)) было в Горномарийском, Оршанском, Сернурском, Новоторъяльском, Йошкар-Олинском районах, а также в Йошкар-Оле и Козьмодемьянске. К нояб. 1929 г. в Марийской автономной обл. насчитывалось 9 легальных викторианских приходов, в нач. 1930 г.- 8, в 1931 г.- 6, в нач. 1932 г.- 4, в 1933-1937 гг.- 2 прихода. Сокращение их количества было связано с репрессивной политикой властей: в 1929-1934 гг. были арестованы более 100 оппозиционных митр. Сергию духовных лиц и мирян, в 1936 г.- 47 чел. После арестов архиереев и священнослужителей группы ИПХ, в основном состоявшие из мирян, тайно собирались для совместных молений на дому. В 1938 г. более 350 чел. в Марийской АССР отказались принимать участие в выборах по религ. убеждениям, в 1939 г. на выборах в местные советы отказались от голосования 690 чел. Напр., в Пектубаевском р-не на выборы в Верховный Совет СССР по религиозным мотивам не явились 84 чел., в выборах в Верховные Советы РСФСР и Марийской АССР отказались участвовать 44 чел., а выборы в местные советы проигнорировали 60 чел. Аресты ИПХ продолжались во время и по окончании Великой Отечественной войны. В 40-80-х гг. XX в. их общины имелись в Йошкар-Оле, Волжске, а также в Ронгинском, Оршанском, Новоторъяльском, Сернурском, Килемарском, Юринском, Горномарийском районах. В XXI в. различные группы, причисляющие себя к катакомбникам, действовали в Йошкар-Оле, в поселках Визимьяры, Килемары и Майский Килемарского р-на, в пос. Оршанка и дер. Хорошавино Оршанского р-на, в дер. Орловка Медведевского р-на.

Римско-католическая Церковь

Во 2-й пол. XIX в. на территорию М. Э. прибыли ссыльные поляки, участвовавшие в восстании 1863-1864 гг. В их числе были 2 ксендза. Однако сведений о существовании католич. приходов на территории Марийского края к наст. времени не обнаружено. По данным переписи 1897 г., в Царёвококшайске с его уездом проживали 25 католиков, в Козьмодемьянске с уездом - 21 католик. В 30-х гг. XX в. в Йошкар-Оле отбывали наказание репрессированные за религ. убеждения католич. священнослужители. В наст. время зарегистрированных общин нет.

Протестантские церкви, деноминации и секты

По данным переписи 1897 г., в Козьмодемьянске и его уезде проживали 14 лютеран (см. Лютеранство), в Царёвококшайском у.- 7 лютеран. Лютеран. община возникла в Йошкар-Оле в 1993 г. по инициативе одного из профессоров Марийского гос. ун-та, который, находясь в командировке в Финляндии, принял лютеранство. Он пригласил в Йошкар-Олу фин. проповедника Ю. Вялиахо, в авг. того же года основавшего общину в столице республики. В наст. время зарегистрированы марийско-русский лютеран. приход Св. Креста в Йошкар-Оле и приход «Сорта» в дер. Люперсола Советского р-на. Оба прихода относятся к Уральскому пробству Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2013 г. насчитывалось ок. 200 лютеран (русских, марийцев, немцев).

Группы евангельских христиан и баптистов появились в Йошкар-Оле в начале Великой Отечественной войны. В сент. 1965 г. среди подписавших заявление об образовании Совета церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ; см. Инициативники) был йошкар-олинский пресв. В. И. Козлов. Он вошел в состав делегации из 5 инициативников, в том же месяце принятой Председателем Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояном. К сер. 1969 г. в городе насчитывалось ок. 80 сторонников СЦ ЕХБ. От этой незарегистрированной группы отделились 12 чел., перешедших в подчинение Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ); новая община получила регистрацию 28 авг. 1969 г. Др. группа баптистов была зарегистрирована в Йошкар-Оле 16 февр. 1978 г. 3 февр. 1984 г. обе группы объединились. В июле 1990 г. ок. 20 чел. вышли из йошкар-олинской общины инициативников и подали заявление о регистрации в горисполком; регистрация состоялась 27 сент. того же года. В 1971 г. в пос. Юрино имелась община, состоявшая из 18-20 сторонников СЦ ЕХБ. С 1975 г. группа баптистов существовала в дер. Нов. Слобода Горномарийского р-на. До 1987 г. она состояла из 4 чел. и примыкала к общине, действовавшей в Васильсурске Горьковской обл., а с распадом васильсурской общины примкнула к горьковской, находившейся в подчинении ВСЕХБ. К кон. 1987 г. в новослободской общине насчитывалось 8 чел., она была зарегистрирована 31 марта 1988 г. (в наст. время действует без регистрации). Наиболее активной из совр. групп баптистов является зарегистрированная в 1999 г. йошкар-олинская церковь «Примирение» (численность в 2013 - ок. 200 чел.), подчиняющаяся Российскому союзу ЕХБ (РСЕХБ; образовался в 1991 как Союз ЕХБ РФ, входит в Евро-Азиатскую федерацию союзов ЕХБ, созданную на базе Союза ЕХБ (бывш. ВСЕХБ)). Члены этой общины используют на молитвенных собраниях марийский язык, проповедуют в различных населенных пунктах республики, организовывают библейские курсы и выступления религ. муз. коллективов, занимаются благотворительностью. В столице республики небольшая община, состоящая из марийцев, первоначально входила в СЦ ЕХБ (с 2001 - Международный СЦ ЕХБ), затем перешла в РСЕХБ; ныне не входит ни в одно из объединений и действует без регистрации. В Йошкар-Оле зарегистрирована церковь евангельских христиан «Надежда». Она входит в Союз церквей евангельских христиан. Численность прихожан в 2013 г. составляла 30-40 чел., собрания проходили в частном доме. В пос. Красногорский Звениговского р-на имеется незарегистрированная община евангельских христиан, входящая в тот же союз. В 1993-2007 гг. в столице республики в качестве зарегистрированной религ. орг-ции действовала «Поместная церковь Евангельских христиан-баптистов», подчинявшаяся РСЕХБ. Существование незарегистрированных общин евангельских христиан и баптистов в разное время отмечалась также в Козьмодемьянске, Волжске, поселках Юрино, Советский, Визимьяры, Оршанка.

Незадолго до начала и во время Великой Отечественной войны группы христиан веры евангельской (ХВЕ; см. Пятидесятники) действовали на территории Пектубаевского, Еласовского, Горномарийского и Юринского районов Марийской АССР. Во 2-й пол. 50-х - 70-х гг. XX в. в пос. Красногорском проходили тайные молитвенные собрания ХВЕ. Под видом празднования семейных торжеств в них принимали участие жители Краснодарского края, Татарской АССР, Волжска, с. Помары Волжского р-на, а также ХВЕ из Моркинского р-на, всего от 20 до 50 чел. Общиной руководили казанские пасторы. В 90-х гг. XX в. численность ХВЕ в республике увеличилась. Результатом работы проповедников из США стало образование в 1993 г. «Йошкар-Олинского христианского центра». Первоначально он действовал как филиал нижегородской харизматической общины, а затем получил самостоятельный статус и 28 дек. 1999 г. был зарегистрирован. В настоящее время центр входит в Ассоциацию ХВЕ «Глобальная стратегия», состоящую в Российском объединенном союзе ХВЕ (РОСХВЕ). В 2014 г. в центре насчитывалось 100-150 верующих. В кон. 90-х - нач. 2000-х гг. он передавал гуманитарную помощь детским домам, многодетным семьям и заключенным Новотроицкой воспитательной колонии для несовершеннолетних в пос. Светлом Медведевского р-на, организовывал в районах М. Э. реабилитационные центры для алкоголиков, наркоманов и игроманов, распространял лит-ру на марийском языке. В тот же период сотрудники центра проводили лекции о нравственности в школах и детских домах, занятия по изучению Библии в Звенигове и в дер. Поянсола Звениговского р-на, молитвенные собрания в Волжске и в пос. Советском. В Ассоциацию ХВЕ «Голгофа», подчиняющуюся РОСХВЕ, входят зарегистрированные общины в Волжске («Жизнь веры»; ок. 60 чел. в 2013) и в Звенигове («Благая весть»; ок. 10 чел. в 2013). В 2000-2012 гг. в пос. Визимьяры в качестве зарегистрированного религ. объединения функционировала церковь «Благость» (ныне действует без регистрации), входящая в РОСХВЕ и в Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан». В нач. 2000-х гг. в столице республики существовала церковь «Дело веры». Она являлась филиалом одноименной ижевской орг-ции, состоящей в РОСХВЕ. В с. Нов. Параты Волжского р-на зарегистрирована церковь «Голос надежды», она входит в Российскую церковь ХВЕ. В том же объединении состоит «Марийская церковь» ХВЕ, зарегистрированная в Йошкар-Оле. В поселках Красногорском, Советском и в дер. Куприяново Сернурского р-на работали филиалы ижевской ц. «Филадельфия» (входит в Российскую церковь ХВЕ). В кон. 90-х - нач. 2000-х гг. деятельность ХВЕ отмечалась в ряде др. населенных пунктов М. Э.

Появление адвентистов седьмого дня (АСД) на территории М. Э. связано с репрессиями 20-30-х гг. XX в., когда в регион прибывало множество ссыльных. До Великой Отечественной войны в Юркинской слободе Козьмодемьянска действовала небольшая группа АСД (5-10 чел.), имевшая связь с московскими единомышленниками. С осени 1941 г. члены группы регулярно проводили собрания на дому в Йошкар-Оле, в 1947 г. в городе состоялось 1-е крещение 20 чел. Тайные собрания проводились также под открытым небом. В марте 1965 г. йошкар-олинская община АСД разделилась на 2 группы, одна из к-рых (до 40 чел.) признала Всесоюзную церковь верных и свободных АСД, отделившуюся в 20-х гг. XX в. от остальных рус. АСД после принятия большинством решения о допустимости военной службы и работы в субботу. Собрания этой группы проходили в Йошкар-Оле и в дер. Б. Чигашево (ныне не существует, территория включена в Йошкар-Олу). Другая группа, в к-рую к маю 1967 г. входили 35 чел., была зарегистрирована 9 авг. того же года. В 1981 г. обе группы объединились. Летом 1993 г. в Йошкар-Оле проводил молитвенные собрания проповедник из США Дж. Стейплз. В результате его деятельности в городе появилась 2-я община АСД. В наст. время в столице республики зарегистрированы Поместная церковь христиан АСД, Поместная церковь христиан АСД «Ожидающая» и Поместная церковь христиан АСД «Центральная». Все они относятся к Волго-Вятскому объединению Западно-Российского униона конференций, входящему в Евро-Азиатский дивизион Церкви христиан АСД. В Йошкар-Оле расположена редакция ежемесячной газ. «Сокрытое сокровище», выходящей с мая 2000 г. Газета распространяется в 25 городах России, а также среди русскоязычного населения США; ее тираж - ок. 1,7 млн экз. Редакция также выпускает детское, молодежное и посвященные здоровому образу жизни периодические издания. В 2013 г. в М. Э. насчитывалось ок. 500 АСД, помимо Йошкар-Олы их группы действовали в Волжске, в поселках Советский, Оршанка, Визимьяры, в Горномарийском р-не и в селах Орша Советского р-на, Кучка Оршанского р-на, Косолапово Мари-Турекского р-на.

В 1994 г. йошкар-олинскую общину Церкви Христа основали приехавшие из Казани проповедники. В том же году образовалась община в Волжске, а в 1995 г.- община в Звенигове. В наст. время в Йошкар-Оле без регистрации действует группа «Новая жизнь» - филиал Казанской общины Церкви Христа.

В Йошкар-Оле зарегистрирована община Волжского регионального управленческого центра Новоапостольской церкви. Без регистрации действует община в Волжске.

В пос. Красногорском в 1991-2008 гг. как зарегистрированная религиозная орг-ция работала Марийская христианская миссия «Вера и жизнь» (ныне действует без регистрации). Эта группа, насчитывавшая в 2013 г. ок. 20 членов, подчиняется эст. евангельской миссии «Милосердие». Церковь Марийской христианской миссии «Вера и жизнь» действует без регистрации в Йошкар-Оле.

В 2007 г. в Йошкар-Оле отмечалась деятельность «Поместной церкви Уитнесса Ли».

В пос. Сернур без регистрации действует неопятидесятническая группа церкви «Новое поколение». В Козьмодемьянске имеется незарегистрированная община «Миссии Суламита» (в 2013 в ней насчитывалось 15 чел.). В кон. 90-х - нач. 2000-х гг. в М. Э. также существовали группы харизматов - последователей «Живой веры» и «Движения веры».

Йошкар-олинская орг-ция свидетелей Иеговы была зарегистрирована в 2000 г. В 2013 г. в республике насчитывалось более 500 сектантов. Небольшие их группы существуют в Волжске (филиал йошкар-олинской орг-ции) и в пос. Красногорском (относится к зеленодольской общине). Иеговисты действовали также в Козьмодемьянске, Звенигове, пос. Визимьяры и в Куженерском, Параньгинском, Мари-Турекском районах.

В нач. 2000-х гг. на территории М. Э. активно действовали мормоны.

Ислам

Соборная мечеть в Йошкар-Ола. 1999 г. Фотография. 2013 г.Соборная мечеть в Йошкар-Ола. 1999 г. Фотография. 2013 г.

Ислам оказывал влияние на верования марийцев со времен Волжской Булгарии. В период вхождения Марийского края в Казанское ханство часть марийцев (гл. обр. знать) приняла ислам, однако большинство населения осталось приверженным язычеству. Был также распространен языческо-мусульманский и мусульманско-языческий синкретизм. Влияние ислам. культуры на марийцев-язычников проявлялось в религ. лексике, семейных обычаях, похоронно-поминальных обрядах, почитании пятницы и др. Исламизация марийцев продолжалась и после вхождения территории М. Э. в состав Русского гос-ва. С кон. XIX в. по 1917 г. случаи перехода марийцев в ислам участились. Принятие новой религии, как правило, сопровождалось сменой этнического самосознания (т. н. отатаривание). По этой причине офиц. статистика не фиксировала существенного роста числа черемисов-мусульман. По данным на 1911 г., в Царёвококшайском у. Казанской губ. их насчитывалось 158 чел. Большинство мусульман на территории М. Э. традиционно составляли татары, поэтому мечети располагались в местах их компактного проживания. К 1917 г. они действовали в с. Параньга (4 мечети), в деревнях Ирнур, Портчара, Алашайка (2 мечети), Куянково (2 мечети), Тоштоял, Поле-Кугунур, Портянур (2 мечети), Ляжбердино, Иштыр совр. Параньгинского р-на. На территории совр. Моркинского р-на мечети существовали в деревнях Алмаметьево, Кульбаш (2 мечети), Чедроял (ныне Тат-Чодраял), Пичуш (ныне Ишли-Пичуш). На территории совр. Мари-Турекского р-на мечети имелись в деревнях Тат-Китня (3 мечети) и Тат-Шолнер. Также мечеть действовала в дер. Полат-Энер совр. Волжского р-на. Большинство мечетей были деревянными, при них работали частные школы по изучению Корана, при нек-рых имелись медресе. Среди городского населения мусульман было немного. Так, согласно переписи 1897 г., в Царёвококшайске их насчитывалось 9 чел., а в Козьмодемьянске - 17 чел. Тогда же в Царёвококшайском у. проживали 23 710 мусульман. В 30-х гг. XX в. большинство мечетей были закрыты, здания нек-рых сгорели. Незадолго перед Великой Отечественной войной и в военное время в Параньгинском, Моркинском, Мари-Турекском и Сотнурском районах действовали странствующие муллы. По сведениям властей, в 1940 г. мулла ежемесячно приезжал на лесоучасток 26-й км Волжского р-на, бывал в с. Эмекове того же р-на и в селениях Параньгинского р-на. Весной 1940 г. «мулла-передвижка» приходил читать Коран в дер. Тат-Чодраял. В дер. Кульбаш службу в мечети несли по очереди верующие; иногда они отправлялись на моление в Казань. Эта мечеть была закрыта последней в регионе указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР от 4 марта 1941 г. В годы войны в пос. Суслонгере мусульмане собрали 300 р. и послали в Казань ходока «молиться за всех». 21 февр. 1946 г. мусульмане кульбашского сельсовета подали заявление о регистрации общины, 19 окт. того же года Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР разрешил открыть мечеть, 31 окт. здание передали верующим.

В 1973 г. в Марийской АССР численность марийцев-мусульман составляла 4,3% общего числа верующих марийцев республики; в 1985 г. этот показатель снизился до 0,4%. В нач. 90-х гг. этноконфессиональная группа марийцев-мусульман в М. Э. прекратила существование.

В Йошкар-Оле разрозненные группы мусульман (гл. обр. татар) существовали с 1975 г., в 1987 г. они объединились в общину (ок. 50 чел.), зарегистрированную в 1988 г. В следующем году регистрацию получила группа мусульман в Волжске. Мечети (в основном каменные) построены в Йошкар-Оле (1999), Волжске (1999), поселках Морки (1999) и Медведево (2011), в с. Параньга (1995 и 2003), в деревнях Алашайка (1995), Куянково (1995), Портянур (1996), Ирнур (1997), Тат-Китня (1999), Алмаметьево (2001), Портчара (2011). Все общины региона подчиняются Региональному духовному управлению мусульман (РДУМ) Республики М. Э. (образовано 16 марта 1999) при Центральном духовном управлении мусульман России. В Йошкар-Оле действует ислам. духовно-просветительский центр, РДУМ Республики М. Э. выпускает газету и распространяет мусульм. лит-ру. Действуют воскресные школы для детей и взрослых. Молельные комнаты открыты в 6 колониях и в одной из воинских частей. К традиционно проживавшим в республике татарам-мусульманам в последние годы присоединились выходцы с Сев. Казказа, из Азербайджана и Ср. Азии.

Буддизм

Буддизм в М. Э. представлен 2 зарегистрированными центрами «Алмазного пути» (европеизированная традиция подшколы Карма-кагьюпа школы тибет. буддизма Кагьюпа) в Йошкар-Оле и в пос. Морки. Численность каждой из групп в 2013 г. превышала 20 чел. В 2004 г. существование незарегистрированной общины Карма Че Линг было отмечено в Волжске.

Иудаизм

Согласно переписи 1897 г., в Царёвококшайске проживали 9 иудеев, в Козьмодемьянске - 4 иудея. В наст. время в Йошкар-Оле зарегистрирована еврейская община ортодоксального иудаизма, входящая в Федерацию еврейских общин России.

Язычество

В прошлом у марийцев-язычников имелся фетишистский культ орудий труда и др. предметов быта, а также явлений природы. В религ. представлениях XIX - нач. XX в. выделяются элементы тотемизма (культ водоплавающих птиц, представления о родовых покровителях - стерляди, тетереве, лосе и др.) и анимизма. Составной частью марийского язычества является также культ предков. Распространено почитание божеств - покровителей земледельческого труда, проведение ритуалов умилостивления сил природы, соблюдение годичного цикла календарных обрядов и праздников. Марийцы отождествляли небо с божеством Юмо. Этим словом обозначалась также вся природа, мир. В этнографических работах 2-й пол. XIX в. называются более 140 имен божеств, многие содержат слово или корень «юмо». Верховное божество именуется Ош Кугу Юмо (светлый великий бог). Ему подчинены божества, к-рые воспринимаются как качественные проявления Юмо. Среди сверхъестественных покровителей луговых марийцев - божества светил, звезд и различных природных явлений. Большое место в аграрном культе отводится почитанию матери земли и духов земли. Низшие (земные) духи, по представлениям марийцев-язычников, обитают в пределах крестьянского двора, поселения, общины. Для умилостивления божеств каждая деревня традиционно в течение года проводила неск. коллективных молений с жертвоприношениями домашних животных и птиц в священных рощах. Большинство из них совершались в весенне-осенний период. С аграрным культом связаны моления на празднике пашни - Агавайрем, нового урожая - Угинде пайрем, осенние жертвоприношения в честь матери земли, общедеревенские моления в честь духов (керемет), похоронно-поминальные обряды. В XIX - нач. XX в. проводились «всемарийские» моления, в к-рых принимали участие от 1 до 3 тыс. чел. из разных уездов Казанской и Вятской губерний. Молениями язычников-марийцев руководили жрецы (карты) и их помощники, выбираемые из числа крестьян. Каждая деревня имела свои почитаемые культовые места. Стремившиеся избежать крещения марийцы переселялись в малодоступные лесные и лесостепные районы Закамья, Заволжья и Приуралья. По офиц. данным, в Казанской пров. в 1745 г. проживали 19 502 некрещеных марийца муж. пола; в 1782 г. в Казанской губ. насчитывалось 1,6 тыс. марийцев-язычников обоих полов, в 1795 г. их было 2 тыс. чел., в 1868 и 1916 г. их численность составляла ок. 4 тыс. чел. В 70-х гг. XIX в. на основе языческо-христ. синкретизма в Яранском у. сформировалась монотеистическая секта «Кугу сорта» (Большая свеча). Последователи культа в отличие от приверженцев традиц. марийского язычества выступали против всех форм насилия, в т. ч. и по отношению к животным. Поэтому вместо жертвоприношений скота и птиц они зажигали свечу, прикрепляя ее к караваю, и приносили в жертву др. растительные продукты. Сектанты проповедовали социальное равенство. Обращаясь к имп. Александру III Александровичу, они среди прочего заявляли, что приносят «моление за царя и за его весь царский дом, за все воинство, начальство и добрых людей, за всех умерших». Один из руководителей группы говорил: «Мы признаём… только одно начало… белого большого Бога, только ему веруем и ему молимся». Этому божеству они приписывали участие в творении мира, создание 17 повседневных творцов природы: 10 небесных и 7 земных. 17 творцов правят миром и являются посредниками между людьми и божеством. Одновременно кугусортинцы не отвергали почитание Иисуса Христа и пророков, соблюдали некоторые христ. обряды. Они отказывались от употребления фабричных изделий, табака, чая, вина и даже картофеля. В 1890 г. насчитывалось немногим более 200 сектантов. Вслед. опасности отпадения от Православия новокрещеных 23 апр. 1893 г. Синод «воспретил перешедшим в веру «Кугу сорта» устраивать моления», в 1895 г. 14 кугусортинцев были высланы в Тобольскую губ. по приговору Вятского окружного суда (вернулись вскоре после 1905). В 1917 г. ограничения с язычников и сектантов были сняты. В первые годы советской власти среди луговых мари стали открыто проводиться многолюдные моления с жертвоприношениями, что, по-видимому, рассматривалось властью как одна из форм борьбы с РПЦ. С кон. 20-х гг. XX в. атеистическая работа активизировалась, моления и жертвоприношения запрещались. Тем не менее в предвоенные годы языческие моления проводились в Сернурском, Ронгинском, Моркинском и др. р-нах республики. Последователи «Кугу сорта» в то же время действовали в Оршанском, Новоторъяльском, Пектубаевском, Йошкар-Олинском районах; центром культа была дер. Керды Оршанского р-на. В послевоенные годы деятельность секты прекратилась. В тот же период власти разрешили совершение молений в священных рощах, однако в 50-70-х гг. XX в. под видом борьбы за повышение культуры земледелия велось уничтожение языческих культовых мест. После принятия 25 окт. 1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» ограничения на проведение коллективных молений в священных рощах были сняты. По нек-рым сведениям, в 2009 г. в М. Э. было более 350 таких рощ или отдельных деревьев (по др. данным, количество рощ достигало 600). Многие из них взяты под охрану гос-ва как памятники культурного и исторического значения. В наст. время в М. Э. зарегистрированы Централизованная религиозная орг-ция марийской традиционной религии (в Йошкар-Оле) и подчиняющиеся ей общины «Марий кумалтыш» в поселках Сернур, Советский, Нов. Торъял, Куженер, Мари-Турек, в деревнях Токпердино Моркинского р-на, Яндемирово Параньгинского р-на, Нурмучаш Волжского р-на. В 2005-2009 гг. в качестве зарегистрированной религиозной орг-ции действовала община «Марий кумалтыш» в с. Шоруньжа Моркинского р-на. Также распространено христианско-языческое двоеверие.

Новые религиозные движения

В 90-х гг. XX - нач. XXI в. в М. Э. отмечалась деятельность последователей об-ва «Сознание Кришны» (группа образовалась в 1992, зарегистрирована в 2004, впосл. лишена регистрации), сект Дети Бога, Аум Синрикё, розенкрейцеров, «Белого братства», «целительского» культа Рэйки, П. К. Иванова, Бахаи религии, сайентологии, Церкви последнего завета (виссарионовцев), Шри Чинмоя, Богородичного центра, движения «анастасийцев», сект «Радастея», «Сант мат», «Школы дальнейшего энергоинформационного развития» (с 2005; имеет представительство в Йошкар-Оле), Саи Бабы, Ашрам Шамбалы (секта К. Д. Руднева). С кон. 90-х гг. XX в. в М. Э. активизировались последователи Рерихов, к-рые ориентируются на Международный центр Рерихов и Сибирское Рериховское об-во. В 1999 г. совместно с Марийским ин-том образования ими было издано методическое пособие для школ, техникумов и вузов «Дорога к Рериху, дорога к себе», в 2002 г. презентовалось и распространялось издание «Защитим имя и наследие Рерихов», периодически проходят выставки картин. Слав. неоязычество популярно среди членов клубов славяно-горицкой борьбы. В нач. 90-х гг. XX в. в Йошкар-Оле действовали клубы «Булат» и «Гридни», входившие в Национальный клуб древнерусских ратоборств. В наст. время в столице республики действует клуб «Стрелы Перуна», зарегистрированный как «Региональное общественное движение Республики Марий Эл в поддержку Русской боевой традиции».

Арх.: ГА Респ. Марий Эл. Ф. Р-118. Оп. 1. Д. 1, 13, 15, 16, 23-25, 28, 33, 61; Ф. Р-836. Оп. 2. Д. 10, 14, 15, 17, 19, 21-24, 26; Ф. Р-471. Оп. 1. Д. 146, 360, 368, 448; Ф. Р-318. Оп. 1. Д. 10, 26, 37, 60; Ф. Р-318. Оп. 2. Д. 8, 9; ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 321; Список религ. орг-ций, зарегистрированных на территории Респ. Марий Эл по состоянию на 21.12.2015, и религ. орг-ций, исключенных из реестра // Архив Управления Мин-ва юстиции РФ по Респ. Марий Эл.
Ист.: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Т. 14: Казанская губ. СПб., 1904. С. 112-115, 124-127.
Лит.: Алексеев А. «Ампула» с ядом // Марийская правда. Йошкар-Ола, 1959. 12 мая. С. 3; Ятманов Л. Смысл жизни - высокая нравственность // Республика. 1992. 11 нояб. С. 7; Хисматуллин С. Лютеране из Финляндии // Республика. 1993. 3 нояб. С. 6; Иванов А. Г. Всемарийское языческое моление 1827 г. и действия властей // Марийский археогр. вестн. 1998. № 8. С. 48-75; Чимаев А. Н. Участники польского восстания 1863-1864 гг. в Царевококшайске // Там же. С. 80-91; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 56, 61, 63, 177-178, 286, 297, 366; он же. Рус. Правосл. Церковь при Сталине и Хрущёве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). СПб., 1999. С. 124; он же. Судьбы Иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006. С. 113-119, 162-170, 231; Меранвильд В. Б. Нек-рые аспекты отношения неоязыческих объединений к христианству // Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 142-147; Ошаев А. Г. Марийская религ. секта «Кугу Сорта» в годы 1-й рос. революции // Там же. С. 106-110; Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и мон-ри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001; они же. Йошкар-Олинская епархия // Русские мон-ри: Поволжье. Новомосковск; М., 2003. С. 477-503; Таймасов Л. А. Деформация образа Верховного Бога в религии народов Ср. Поволжья // Христианизация народов Ср. Поволжья и ее ист. значение. Йошкар-Ола, 2001. С. 36-57; Айплатов Г. Н. Марийский край в составе Рос. гос-ва 2-й пол. XVI - нач. XVIII вв.: Проблемы социально-экон. и полит. истории: Дис. Чебоксары, 2002; Пегенеева И. А. Монастырская вотчина Марийского края в кон. XVI-XVIII вв.: АКД. Чебоксары, 2002; Атлас совр. религ. жизни России. М., 2005. Т. 1. С. 203-221; Марийцы: Историко-этногр. очерки. Йошкар-Ола, 2005. С. 28-42; Васина С. М. Приходское духовенство Марийского края в XIX - нач. XX вв. Йошкар-Ола, 2006; Мазырин А. В., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-х - 1930-х гг. М., 2006. С. 137, 152-153, 402, 404; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церк. подполье в СССР. М., 2008. С. 134, 182, 295; Навсегда у меня в сердце ты...: Йошкар-Оле - 425 лет. Йошкар-Ола, 2009. С. 31-35, 45-52; Энциклопедия Респ. Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009; Попов Н. С. Движение непоминающих, или истинно-православная церковь в Марийском крае // Марийский археогр. вестн. 2010. № 20. С. 131-146; 2011. № 21. С. 104-119; он же. Вероисповедная политика гос-ва и Церкви в Марийском крае в нач. XX в. // Марийский юрид. вестн. Йошкар-Ола, 2012. Вып. 9. С. 44-59; Федосеева Н. А. Литературные памятники 1-й пол. XIX в. и просветительская деятельность духовенства в Марийском крае // Ежег. финно-угорских исследований. Ижевск, 2010. Вып. 1. С. 40-46; Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара, 2010; Зеленеева Г. С. Ист. обзор межконфессиональных отношений в Марийском крае дореволюционного периода // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: Мат-лы Всерос. науч. конф. Каз., 2011. Вып. 2. С. 325-330; Ерошкин Ю. В. Мон-ри Марийского края XVII-XVIII вв.: Источники, историография, проблемы изучения // Христианское просвещение и рус. культура: Мат-лы XV науч.-богосл. конф. Йошкар-Ола, 2012. C. 97-104; Половникова М. Ю. Вятское братство святителя и чудотворца Николая (кон. XIX - нач. XX вв.) // Новый ист. вестн. М., 2012. № 3(33). С. 65-73; Справка по истории административно-территориального деления Респ. Марий Эл // Путеводитель по фондам ГКУ «Гос. архив Респ. Марий Эл». Йошкар-Ола, 2012. С. 801-807; Чемышев Э. В. Исламское религ. движение в Респ. Марий Эл: Проблемы и противоречия // Филология и культура. Каз., 2012. № 1(27). С. 220-225; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ., 1927-1988 гг. / Авт.-сост.: М. В. Шкаровский, Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 14-15, 24-25, 35-36, 38, 46-48, 54-57; Свечников С. К. Присоединение Марийского края к Русскому гос-ву. Каз., 2014; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 175-176, 596, 630.
Ю. В. Ерошкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также