МЕФОДИЙ
Том XLV, С. 101-102
опубликовано: 13 июля 2021г.

МЕФОДИЙ

Преподобные Иов и Мефодий Почаевский. Фрагмент росписи ц. Сошествия Св. Духа на апостолов Свято-Духовского скита Почаевской лавры. Нач. XXI в.Преподобные Иов и Мефодий Почаевский. Фрагмент росписи ц. Сошествия Св. Духа на апостолов Свято-Духовского скита Почаевской лавры. Нач. XXI в.

(XV (?) в.), прп. (пам. 10 окт.- в Соборе Волынских святых), Почаевский. Житие М. содержит польская рукопись «Monastyr Skit», опубликованная в 1896 г. прот. Николаем Трипольским. По мнению публикатора, текст имел некую правосл. основу, но был значительно переработан почаевскими василианами при подготовке к изданию в 1732 г. Прот. Н. Трипольский опубликовал также ряд выдержек из еще одной обнаруженной им польск. униат. рукописи (1702). Оба списка, не сохранившиеся до наст. времени, были признаны исследователями текстами нач. XVIII в.

В 1896-1898 гг. прот. Н. Трипольский издал в «Волынских епархиальных ведомостях» 16 кириллических документов под названием «Волынско-Почаевская летопись». В 1896 г. эти документы были частично переизданы в 1-м сборнике научных трудов Волынского епархиального церковно-археологического об-ва, членом к-рого со времени его основания в 1893 г. являлся прот. Н. Трипольский. Однако историки И. П. Липранди и О. И. Левицкий, преподаватель КДА Н. И. Петров, к-рому прот. Н. Трипольский показывал «Волынско-Почаевскую летопись», подвергли публикацию резкой критике. По мнению исследователей, текст не соответствовал особенностям западнорус. языка XIV-XV вв., П. Апанасевич указал на ряд грубых исторических ошибок в нем.

В рукописи «Monastyr Skit» рассказывается о чудесных огненных видениях, явленных в 1197-1198 гг. на горе неподалеку от места будущей Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры местным землевладельцам во время охоты. В ознаменование этих чудес один из охотников, Иван Туркул, построил на скале часовню. В 1213 г. он познакомился со странствующим афонским монахом М. Когда они вместе поднялись на гору, М. вырезал на стволе липы изображение Пресв. Богородицы, стоящей в пламени. Находясь в доме у Туркула, М. написал икону той же иконографии и повелел помещику отнести ее в часовню, а сам отправился на Афон. Через 2 года Туркул пришел на Св. Гору, где встретился с М.; во время паломничества он заболел и дал обет построить храм во имя Пресв. Богородицы. В 1219 г. Туркул и М. вместе вернулись на Волынь. Афонский монах основал на горе скит, а само место назвал Почаев, потому что здесь «поча (т. е. начала.- Авт.) Дева являть свои чудеса». Впосл. гора, на к-рой стоял скит М., получила название Скиток (ныне Свято-Духовский скит Почаевской лавры, близ совр. с. Ст. Тараж Кременецкого р-на). По мнению прот. Н. Трипольского, древний Почаевский скит М. располагался не на месте Свято-Духовского скита, а близ с. Ст. Почаев, поскольку именно это село было наиболее древним церковным центром края (оно впервые упом. в 1450 в актах Метрики Литовской; с. Нов. Почаев, ныне г. Почаев Кременецкого р-на). Сказание сообщает, что М. преставился 3 июня 1228 г. Эта дата представляется сомнительной. В т. н. Почаевской летописи под 1213 г. приводится текст дарственной грамоты Почаевскому мон-рю одного из охотников на 10 волок земли (с нач. XVI в. волок - единица измерения площади в Великом княжестве Литовском, равная 20 десятинам (21,36 га)) с лесом и «хотар (хутор.- Авт.) Комнату». Даритель сообщает о себе, что он - «Михаил Центер, воевода Божиею милостию, господарь земли власной (собственной.- Авт.) на горе Чуда Пресвятой Девы Марии Почаева». Игумена мон-ря Центер называет «святителем нашим Мефодием». Укр. церковный деятель, автор научных трудов по истории укр. языка митр. Иларион (Огиенко) датировал грамоту XV-XVI вв. (остальные документы т. н. Почаевской летописи исследователи признали подделкой).

В рукописи 1702 г. рассказывается о чудесах, явленных в 1468 г. от иконы Божией Матери, написанной М. Возможно, эта дата относится к реальному времени жизни подвижника. Тем более что с. Ст. Почаев и упоминаемые в рукописи «Monastyr Skit» польск. дворянский род Цетнеров (Центеров) и молдав. род Туркулов известны по документам начиная с XV в.

Местное почитание М. как святого возникло в униатский период (ок. 1714-1831) существования Почаевской лавры и было связано с попыткой униатов вытеснить память о прп. Иове Почаевском, а также сохранить от упразднения Скиток, основателем к-рого считался М. Образ М. помещен на фасаде Успенского собора Почаевской лавры, построенного униатами при поддержке польск. магната М. Потоцкого в 1771-1791 гг.

В правосл. Волынско-Житомирской епархии почитание М. фиксируется с 1912 г., когда он был изображен рядом с прп. Иовом Почаевским на зап. фасаде Троицкого собора Почаевской лавры, построенного в 1906-1912 гг. Имя М. отсутствует в списке Волынских святых, подготовленном прот. Андреем Хойнацким при составлении им в 1888 г. Волынско-Почаевского патерика. В 1984 г. по благословению архиеп. Волынского и Ровенского Дамиана (Марчука) имя М. было включено в состав Собора Волынских святых (праздник Собору внесен в святцы в 1983). В 1990 г. восстановлен Свято-Духовский скит Почаевской лавры. Святой «преп. Мефодий Первоначальник» изображен рядом с прп. Иовом Почаевским на фреске скитского храма в честь Сошествия Св. Духа на апостолов.

Ист.: Monastyr Skit // Волынские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. № 15. С. 570-575; № 16. С. 6-7, 617; № 17. С. 672-675; № 18. С. 687-710; Док-ты, относящиеся к древней истории правосл. Почаевского монастыря на Волыни // Волынский ист.-археол. сб. Житомир; Почаев, 1896. Вып. 1. С. 1-11.
Лит.: Трипольский Н., прот. Ист. исследования о городах, местечках и селах Волынской губ. Житомир, 1879; Апанасевич П. Корреспонденция из Житомира // Новое время. 1896. № 7466; Волынец [Левицкий О. И.]. Новые открытия в области древлеволынского бытописания // Киев. старина. 1896. Т. 55. № 10. Отд. 1. С. 93-109; он же. Почаевская летопись: Новейшее произведение древле-волынской письменности // Там же. 1898. Т. 61. № 4. С. 87-106; Ричков П. А., Луц В. Д. Почаïвська Свято-Успенська Лавра. К., 2000; Петров Н. И. Воспоминания старого археолога // Он же (Петров М. I.). Скрижалi пам'ятi. К., 2003. С. 106-143; Дятлов В. А. Истоки Почаева: Историография и традиция // Релiгiя в Украïни: Електр. ж. 2012 (www.religion.in.ua/main/history/17625-istoki-pochaeva-istoriografiya-i-tradicii.html. [Электр. ресурс]).
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)