НЕПОТ
Том XLIX, С. 24
опубликовано: 4 июля 2022г.

НЕПОТ

[Арсинойский, Пентапольский, Египетский; греч. Νέπως], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм) (ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет. Его сочинения не сохранились; сведения о нем есть только в «Церковной истории» Евсевия Памфила (нач. IV в.; Euseb. Hist. eccl. VII 24-25), к-рый, обсуждая взгляды Н., привел неск. цитат из труда «Об обетованиях» (сер. III в.; PG. 10. Col. 1237-1240) свт. Дионисия Великого, полемизировавшего с Н. Согласно этим данным, Н. занимался толкованием эсхатологических идей, написал книгу «Обличение аллегористов» (῎Ελεγχος ἀλληγοριστῶν), в которой стремился показать правильность буквального понимания Откровения св. ап. Иоанна Богослова и выступал против сторонников аллегорических методов толкования, в т. ч. против Оригена. Согласно свт. Дионисию, Н. понимал рассказ о Царстве Божием упрощенно, учил о том, что в будущем для праведников наступит тысячелетие наслаждений (Ibid. VII 24. 1-2). Т. о., Н. выступал как сторонник идеи хилиазма в ее ранней примитивной форме, восходящей к учению гностика Керинфа (кон. I - нач. II в.). Вместе с тем Дионисий отмечал искреннюю веру Н., его трудолюбие в изучении Свящ. Писания, а также в сочинении духовных гимнов, к-рые использовались в Александрийской Церкви в то время. Признавая праведный образ жизни и заслуги Н., свт. Дионисий занялся опровержением его взглядов в труде «Об обетованиях». После смерти Н. в В. Египте осталась большая группа его учеников, к-рые считали его великим богословом. В 50-х или нач. 60-х гг. III в. свт. Дионисий совершил поездку в Файюм, где читал труды уже умершего Н., беседовал с его учениками, нашел в них добрых христиан и убеждал их в ошибочности эсхатологии Н. Диспут Дионисия с учениками Н. завершился тем, что глава школы Коракион публично признал правоту святителя (Ibid. VII 24. 6-9).

Лит.: LeQuien. OC. Т. 2. Col. 581-583; EEC. Vol. 2. P. 593; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 631; Непот // Христианство: Энцикл. словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М., 1993-1995. Т. 2. С. 194; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. 1995r. С. 65-66.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДИОДОР (305-310 - до 394), еп. Тарсийский (Тарсский), богослов, церковно-общественный деятель
  • ДИОНИСИЙ ВЕЛИКИЙ (кон. II в.- 264/5), свт., исп. (пам. 5 окт., пам. греч. 3 окт.)
  • ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)
  • МЕФОДИЙ (ок. 311), еп. Олимпийский (Патарский, Филиппийский), церковный писатель, сщмч. (пам. 20 июня)
  • АБДИШО армянский епископ, настоятель Сарептского монастыря в области Тарон
  • АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
  • АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
  • АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви