rss
    Версия для печати

    Священник Константин Пархоменко: дорогой собрат, оставайся священником!

    В Интернете на разных площадках идет активное обсуждение возможного отстранения священника Иоанна Охлобыстина от служения. Портал "Азбука веры" публикует открытое письмо священника Константина Пархоменко, в котором он призывает отца Иоанна не снимать с себя сана.

    Дорогой отец Иоанн.

    Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение (или собираетесь подать) об увольнении Вас из штата. Передают Ваши слова: «Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов...» Принципиально не согласен и удерживаю Вас от этого шага!

    Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных батюшек Запада - обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний даже культивировал это. В храме - священник, а потом - преподаватель, булочник, работник бензоколонки и т. д. При всем моем уважении к владыке, я всегда выступал против такого подхода. Священник - это тот, кто всю жизнь, до последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.

    Но исключения всегда были и будут. Плохо, если бы все стали совмещать свое служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно. Плохо, если бы все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение - возможный и нужный вариант. Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор университета - диакон и сотрудник аппарата мэрии - батюшка. И они на своем месте и на своем уровне несут Христа своей аудитории. То же - в отношении Вашего Преподобия.

    Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист, священник-шоумен. Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь место как уникальное явление. Простите, но ведь есть священники-прорабы, которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли о молитве и пастырской деятельности... И оправдывают себя: «Столько дел, что лба не перекрестить...». Чем священник-прораб лучше священника-актера?

    О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека, но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, - не пастырь душ овец православных. Вы - актер и пастырь-миссионер, который служит делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных служений: священства и актерства.

    Вы - не массовое явление, Вы - явление особое и уникальное.

    Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом смысле сам Бог велел не изолировать себя в круге света софитов. Может быть, через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для Вас основной. Но Ваша оригинальность и нетрадиционность - не повод уходить из священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность для вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови...»

    И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний батя из соседнего прихода. И молодая журналистка - фанатка Ксении Собчак впервые именно от Вас услышит, что Господь - везде, надо только открыть сердце, чтобы впустить Его. От Вас услышит и пискнет: «Ах вот оно как...». А от меня не услышит, потому что до меня она и не дойдет. В советское время было много священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер, священник-зек... На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и красота - Господь.

    Бог с ней, с бородой. Христос - не в бревнах (и бородах), а в ребрах! Пусть татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн, впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась... Есть те, кто от Вашего служения соблазнился: священник - и так себя ведет... Но есть и те, кто сказал лично мне: «Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком - и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!». Дорогой собрат, отец Иоанн. Оставайся священником! Ты - наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую гущу мира!

    Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора (Санкт-Петербург), руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии, преподаватель Православного университета

     Читать также:

    Правильный вопрос

    Прецедент Охлобыстина

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр, Москва6.02.2013 22:19 #
    Подписываюсь под каждым словом Бориса из Москвы!
    Борис, москва5.02.2013 22:57 #
    Христиане я вот почитал все это .что вы пишите дорогие бред полный , хватит отцу Иоанну кости мыть и говорить какой он плохой или хороший загляните каждый внутрь себя и о грехах своих вспоминайте почаще тогда и не будет на осуждение времени ,лично я тоже священник но может быть хуже или лучше кого то и дело не в этом совершенно . За батюшку Иоанна нужно только всем нам молиться и Господь сам по молитвам нашим сделает все правильно . и потом Бог его призвал и Господь с него и спросит и никто не знает сколько он может ко Христу людей привел . молитесь о нем .
    Дмитрий, Санкт-Петербург4.07.2011 18:47 #
    Отец Иоанн!!!! Пожалуйста не отказывайтесь от сана!!!
    Марина, Москва24.12.2009 22:00 #
    - "о.Константин правильно пишет, что нельзя отказаться от сана. Это главное" -пишет Людмила. А ПОЧЕМУ? Ведь в алтаре должно быть лучшее: иерей - должен быть муж одной жены, жена священника должна быть знать только своего мужа. Никаких добрачных отношений.Насчёт актёрства - пишу по памяти, но всякий может глянуть в Книгу Канонов - там есть о "носящих трагическую/комическую личину" и прещения на таких весьма суровые. Это ведь об актёрах.
    Если кто-то имеет мнение, что "это устарело" (каноны, правила, традиции, предания) - для них есть протестантизм, там всяк себе папа.
    Для меня не совсем ясно: а кто рукополагал иер.Иоанна Охлобыстина, кто ему давал рекомендацию, кто "аксиос" кричал? Вот этих достопочтенных клириков бы спросить: они почему это сделали? Неужели столь неопытны... о.Иоанн появился в нашем храме - во всяком случае я отследила, т.к. не знала этого человека - на службу Пасхи. Только потому я и обратила на него внимания, что рука, державшая Чашу, была в перстнях... Я ещё подумала: ну чудён батя... уже за пасхальным столом меня "просветили", что он из актёрской среды. Честное слово: очень его пожалела и то, что происходит сейчас, предвидела. Тут и пророческого дара не надо.
    В истории Церкви всякое бывало, и патриархи бывали еретиками, которых анафематствовали. Ничего страшного: пускай будет актёр Иван Охлобыстин, трудится в меру своих возможностей, отдаёт сцене, экрану свою жизнь. Служитель алтаря - это в идеале нам всем пример, наставник и образец к подражанию. Отсюда и поговорка: каков поп, таков и приход.
    Ничего страшного, если иер.И.Охлобыстин займётся тем, к чему лежит душа, а для церковного народа ещё одной искусительной темой будет меньше.
    Андрей, Москва18.12.2009 22:59 #
    Проповедывать в той среде, в которой ты находишься, можно и не саном, а своею жизнью, любовью и радостью.
    Владимир, Москва17.12.2009 10:24 #
    Отец Константин, Вы читали вот это:
    http://old.echo.msk.ru/guests/1574/
    Это расшифровка аудиозаписи прямого эфира на радиостанции "Эхо Москвы" с участием Вашего дорогого собрата иерея Иоанна Охлобыстина. Наверное, Вы не знаете всего, что он делает и говорит, в каких фильмах снимается. А если знаете, тогда... Что ж, как сказал Спаситель, "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
    Людмила, Москва15.12.2009 18:58 #
    О.Константин, оправдывая священника-байкера и священника-актера (о.Иоанна Охлобыстина), говорит, что они - явление не массовое, явление уникальное. Дескать в этом случае это допустимо. Некоторые, обсуждая данную тему, пишут про "НАШЕ" время, забывая, что у Бог безвременен и всегда Тот же. В Нем ничего не меняется, меняется в нас. Мы приспосабливаемся и пытаемся Бога притянуть к своей жизни, а не наоборот. Нет НИКАКИХ оправданий байкерству и актерству. Духовная жизнь - не костюмированный бал. Больно смотреть, как даже священники отходят от Закона Божия. Мы должны всегда равняться на Христа. Разве Господь рядился в кого-либо, чтобы привлечь людей к вере, которая немыслима без покаяния, как и покаяние без веры? Он шел к нам (и идет) с ЛЮБОВЬЮ, ЖЕЛАНИЕМ всех спасти. Если в сердце священника будет НАСТОЯЩАЯ горячая любовь и сама жизнь его будет примером добрым, люди поверят и пойдут за ним. Как наши бабушки, полуграмотные "белые платочки" любили бескорыстно, молились за нас без назиданий и давали пример кроткой, натруженной жизни. И Господь многих через бабушек привел в лоно Своей Церкви. Это к вопросу о байкерах. В равной мере это относится и к актерству. Там вообще еще хуже - смена лиц и декораций на чужом празднике жизни. Да еще, если священник играет в фильмах, то как же не ходить в кино и не смотреть телевизор. Ничего, люд православный, сегодня в кино сходишь, завтра покаешься! И ты, священник, сегодня в кино снимешься, завтра тоже покаешься. Так что ли? А что ПОТОМ?
    О. Константин правильно пишет, что нельзя отказаться от сана. Это главное. И это милость Божия, что Господь допустил до этого высокого служения в духовном МЧС. Ну-ка, захоти кто, нет, не выйдет у всех. Толь ко у тех, кого Господь призовет. Ведь Он нас выбирает, не мы его! Как верующий может снять с себя Крест?! Да и разве это Крест по сравнению с Господним?! О.Григорий, аппелируя, к о.Констнтину пишет, что нельзя прожить с детьми на 2 тыс.рублей в месяц. Это - по маловерию. Господу нужно доверять. Если Он дал деток, то даст и на деток. Что написано в Евангелии? Ищите прежде Царствия Божия и правды его...И покажите хоть одного священника, который с семьей умер с голода. Господь дивным образом подаст. А если тяжко, то нужно потерпеть. Почти никто терпеть не хочет. Хочется, чтобы было сытно и комфортно. У о.Иоанна добрая душа, это видно, хотя я лично его не знаю. Из него может получиться пастырь добрый, но все мирские "забавы" нужно оставить навсегда. Боже, упаси его от ухода в актерство! Последствия не предсказуемы. Прошу прощение за резкость. Душа болит за угашение веры. Хотелось бы порекомендовать всем православным прочитать книгу архимандрита Тихона Агрикова "С Евангелием". Спаси всех нас, Господь!
    Кира, Москва14.12.2009 1:00 #
    А ведь этот иерей (Иоанн) снимался и снимается в весьма гадких фильмах... Те, кто здесь пишет - может об этом и не знают?.. Наверно, не знают, потому что такое христианам не надо смотреть. Я тоже не видела, а подруга у меня есть, сестра по вере, она инвалидка и смотрит телевизор много. Она мне и порассказала, в каких фильмах... Я сначала не поверила, расспросила родственников, они телевизор тоже смотрят. Подтвердили... Печально всё это. Какое "печально"! Противно.
    И чего это всё обсуждать? И какой же будет приход у такого попа?
    Александр, Санкт-Петербург12.12.2009 0:03 #
    Вопрос где критерий уникальности? Если например 10 священников захотят стать актерами - это уже нельзя или еще можно? А если 100 - это уже много и почему? Думаю католики, когда встали на этот путь, то уже не смогли как то обосновать это и удержать этот процесс когда уникальность стала становиться нормальным явлением.

    Посмотрел фильм "Царь", было неприятно видеть священника в роли какого-то скомороха, кривляющегося и корчащего гримасы. Десакрализация священического служения - это одна из задач сатаны по разрушению Церкви, поэтому лично я негативно отношусь к таким экспериментам.

    архим. Рафаил Карелин:

    "...А теперь вырисовывается новый вариант – шутовское христианство (уже не новый на Западе), где священники выступают в ролях футболистов или конферансье на рок - концертах. На этом фоне христианство перестает быть нравственной силой, а превращается в какое-то представление или шоу. У поэта и сатаниста Андрея Белого есть такие строки:

    Поп, псаломщик и дьячок,
    Повалили на лужок,
    Дьякон, дьякон, пляшет, пляшет,
    Дьякон, дьякон, рясой машет.

    То, что могло раньше показаться кощунством, теперь, похоже, что претворяется в жизнь. Разумеется, много любопытных пойдут смотреть на состязание футбольных команд священников, но смею предположить, что еще больше туда слетятся демонов – настоящих авторов таких сценарий, которые смеются над тем, чего они когда-то трепетали."
    священник Григорий, Костромская обласить9.12.2009 10:24 #
    Хотел бы я посмотреть на о.Константина как он будет семьей на 2 тысячи рублей
    Мария, Москва8.12.2009 1:42 #
    Во-первых, в Зарубежной церкви большинство батюшек работает на светской работе, при чем на самой тяжелой. Это норма, и я думаю к этому придет церковная реальность в России тоже. Ничего искусительного в этом нет.
    Во-вторых, если батюшки в России так заботятся о благочестии своей профессии -- почему они не носят рясы в повседневной жизни. Почему на улице не встретишь ни одного священника?
    Получается ерунда -- буду работать священником -- но одеваться как все, а тот кто помимо служения еще где-то работает, он уже не священник. Чем же он хуже?
    рБ Вячеслав, Петроград5.12.2009 23:54 #
    "... , но горе тому ЧРЕЗ КОГО соблазн приходит." Это относится И ко всем " ротовцам ". Так дойдем до рок-концертов в ... ,как у англикан , кажется . Один святой сказал : " Оптимист не видит ВСЮ ГЛУБИНУ зла " . А всяких зкзальтированных "дамочек" на педагогических курсах в Лавре я наблюдал во множестве. Простите мя , многогрешного !
    максим, спб5.12.2009 11:08 #
    все таки о. Иоанну придется выбирать кому служить музам или Христу. потому что "не можете служить двум господам".
    но уходить не стоит, это действительно искушение..
    максим, спб5.12.2009 11:08 #
    все таки о. Иоанну придется выбирать кому служить музам или Христу. потому что "не можете служить двум господам".
    но уходить не стоит, это действительно искушение..
    Любовь, Москва4.12.2009 9:51 #
    Спасибо, отец Константин за Ваше письмо. Храни Господь Вас. Очень переживаю за отца Иоана. Благодаря ему начала свой путь к церкви, благодаря ему выучила первую молитву, благодаря ему обрела мир и покой в семье. Как-то очень просто удается ему донести, что Бог- это прежде всего любовь к ближнему, к миру, ко всему. Он, действительно, исключение. Исключение, необходимое в данное время.
    Елена Леонидовна, Москва4.12.2009 0:24 #
    "Надобно в мир прийти соблазнам... " А зачем, собственно? Да вот зачем: чтоб не разглядели соблазнившиеся, что король - голый, что актер - не священник, что священник, одобряющий падение брата - благое дело совершает...
    Но для о.Иоанна сейчас самое судьбоносное время. Призываю всех молиться за него, за здравие, за Божие уврачевание.
    иулиания, питер3.12.2009 18:58 #
    дорогой о.Константин! спасибо огромное, под каждой строчкой подпишусь. дай Бог, это письмо кому-то понять о.Иоанна поможет и ему самому уйти не позволит.
    иерей я., Можайск3.12.2009 15:27 #
    Письмо о.Константина и противоположные отзывы в обсуждениях - это 2 подхода к благовествованию о Христе, и это 2 подхода к жизни во Христе. Здесь кто-то попрекнул о.Иоанна в грехе лицедейства, а кто-о говорит, что наоборот - это такой миссионерский ход нашего времени (несомненно обмирщённого!но оно сейчас такое...)и в виде исключения - почему бы и нет? Правы и те и другие, неправы также - и те и другие. Если подходть к этому, как к миссионерству, то, Возможно, да - но, роли надо подбирать, чтобы сан не пятнать - в этом плане "шут" - не подходит как ни крути... и то, что сыграл отменно, это не оправдание, вопрос гораздо глубже. А вообще тут о.Иоанну рубить с плеча никак нельзя. Святые отцы в таком случае рекомендуют поостыть некоторое время, и уже холодным рассудком (а не руководствуясь наговорами на тебя со стороны), принять решение.
    А то, что священник так поспешно после наговоров решил снять крест в пользу актёрства - это явное искушение диавола, который спит и видит, чтобы "показать общественности последнего попа".
    Отец Иоанн, спокойствие! постой ещё у Престола Божьего, помолись! Господь укрепит!
    Марина, Москва3.12.2009 0:06 #
    С о.Константином не согласна.
    Наверно, наверно лучше быть хорошим актёром и "вписываться" и внешне (про бороду - очередное ёрничество), и душевно в эту среду. Не раздваиваться самому и не смущать народ. Всё же - ПОКА - у нас совсем другой образ православного священника. Конечно, когда дух времени сего поработает над образом, то примем и такой...
    О.Иоанн одно время постоянно служил в нашем храме. Я тогда уже ему сочувствовала - я художник и хорошо знаю, что это "не просто так". Это - духи, и они просто так не отпускают.
    «Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком – и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!» - вот-вот! НОВЫЙ ОБРАЗ, т.е. образец НОВОГО христианина: впишись в мiр, дружи с мiром, сообразуйся с мiром! НЕ ОТЛИЧАЙСЯ ОТ МIРА!
    И мiр похвалит тебя... и примет. Ведь ты - его.
    Владимир, Москва2.12.2009 23:01 #
    Какая странная логика у отца Константина: плохо, когда совмещают актерство и священство, но хорошо, если это исключение. Не пойму, чем плохо? Объясните, батюшка! Если так хорошо у отца Иоанна, то зачем же тогда исключения? Пусть будет как можно больше священников-актеров, священников-артистов балета, священников-дирижеров симфонических орекстров, священников-клоунов. В цирке тоже надо проповедовать. Кто же клоунам о Христе расскажет?..
    А если так плохо это совмещать - все же обоснуйте это утверждение - тогда пожелайте отцу Иоанну Охлобыстину не делать плохого. Вы же его собрат, зачем его подставляете такими советами? Лучше поддержите его в этом желании определиться наконец.
    Юлия, Киров2.12.2009 22:46 #
    Спасибо, отец Константин! Замечательное обращение. Надо сказать, Ваше мнение заставило меня посмотреть на многое по другому.
    о.Егор, Лесной2.12.2009 20:19 #
    Чем дальше в лес,тем больше дров.Угасание духовной жизни налицо,мир пропитывает православных,как оцет,коим напитали губку и поили Христа.И что примечательно,что упомянутое священное лицо играл ни кого-нибудь,а шута,какой плевок поверженного деницы в лицо Христовой церкви.Слащавость лести пойти на компромис с дьяволом и тем самым оправдать свой полюбовный союз с грехом валит и мирян и священство.Достаточно объявить примерно то,что изложено в этой статье питерским священником, и можно уже не утруждать себя борьбой с совестью и иметь комуникаторы,ужинать в ресторане и прочее,что даже упоминать нехочется(относится к священству).Во всём этом нескрываемое желание броситься в объятия люцифера.Ослепление людей жуткое,плод духовной ленности и отказ от борьбы против своих страстей.Священник,добровольно предающийся страстям,в коих сам признался актёр,может ли быть примером для пасомых?Как может врачевать врач,сам будучи смертельно болен.Если не намерен исправит свою жизнь,извергнуть без сожеления(Аще рука твоя соблазняет.. и прч.)Симпатизировать такому образу жизни,каким живёт Охлабыстин,могут только сами крепко повреждённые люди.Таким совет:читать ежедневно книги Нового Завета и вникать в смысл прочитанного и при присмотре неповреждённого священника,а то и здесь при желании можно пожать искривление ума,при лукавом толковании.
    На этом сайте приводились воспоминания о великом сербском пастыре патриархе Павле,среди которых упомянуто были его отношение к желающим принять священство,его строгость,и его золотые слова некоторым:святым вы можете стать,но священником - никогда.Не в бровь,а в глаз.
    Данил, Екатеринбург2.12.2009 14:05 #
    Категорически не согласен с о. Константином Пархоменко.
    Вот посмотрите, когда Христос призвал Апостолов на служение, они бросили все, одни были рыбаками, и бросили это дело, один был вообще мытарь (в Евангелии таковых сравнивали с ворами) и тоже бросил это дело...
    другой разговор, когда апостол Павел пишет, чтоб каждый оставался в том служении, в котором его призвал Господь, но в этой ситуации Апостол говорит о мирянах а не о пастырях.
    Став пастырем человек оставляет все другие попечения и заботы, иначе получается что-то сумбурное и непонятное...
    Ситуация в РПЦЗ совсем другая, жизненно необходимая, соответственно с этим и были высказывания митр. Антония,не нужно применять это ко всей полноте Церкви!
    и более того, вспомните канон запрещающий вообще(!) посещение театра, я даже не говорю про актеров!
    «Театр погашает веру и христианскую жизнь, – увещевает отец Иоанн Кронштадтский, – научая рассеянности, лукавству (или умению жить в миру), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он – порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его».
    Александр, Москва30.11.2009 23:30 #
    Спасибо о. Константин. Извените за "высокопарные" слова, но на таких служителях Церкви - Церковь земная держится.
    Константин, Чайковский28.11.2009 22:13 #
    Вот спасибо Вам, батюшка! От всей души.
    Иван Ангаров, Москва28.11.2009 20:17 #
    Здравствуйте! Сегодня посмотрел фильм "Царь". Хотелось бы передать лично отцу Иоанну, если это, конечно возможно, что фильм сильный. Не надо слушать и смотреть на тех, кто сходит с ума, пытаясь воздвигнуть в святые Царя Иоанна Грозного, Сталина и др. Царь, какой бы он не был, он Царь. Для русского народа в тот момент нужен был такой. А священномученик Филипп положил жизнь свою за русский народ, как и многие другие подвижники. Знаете, мне кажется, что самый главный из пороков, все-таки зависть. Обыкновенная, человеческая зависть. Из-за которой и Христа распяли. Зависть толкает человека на многие преступления. Например, многим хочется славы, известности. Такой, как у Вас или более. Поэтому приятно хоть и неправедное руководство над народом. Ведут за собой, образуя новых святых, новые религии, обновленчества. А все из-за зависти. Желание власти, путем известности. ВЫ держитесь, отец Иоанн, Господь Вам поможет. У Вас есть талант, которым ВЫ сможете многих привести к Богу. Лучше тело в наколках, чем вид благой, а внутри - тех первосвященников, которые распяли Христа.
    Рустик, Москва28.11.2009 17:33 #
    Дорогой отец Иван. Отче!
    Не снимайте с себя сана.
    Моё личное мнение - снятие сана куда большее искушение для внешних, чем замечательно сыгранная (на мой взгляд) роль шута в фильме "Царь".
    Ксения, Одесса28.11.2009 1:49 #
    Спасибо о. Константин за это наставление,ведь Господь не зря сперва окунул нас в какую-либо среду, а потом призвал к себе. Ведь после этого именно этой среде можем донести веру. Надеюсь что о.Иоанн прислушается к вашему мнению.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru